Адам


Ада́м (ивр.אָדָם‏‎, букв. человек; однокоренное со словами ‏אדמה‏‎ (адама) — земля и ‏אדום‏‎ (адом) — красный; греч. Ἀδάμ, араб. آدم‎) в Пятикнижии и Коране — первый человек, сотворённый Богом, и прародитель человеческого рода. Муж Евы, отец Каина, Авеля и Сифа. Был изгнан из рая после того, как, ослушавшись Бога, вкусил плод с Дерева познания добра и зла.

Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества.

В христианской теологии Адам — символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам — всему роду человеческому. Первородный грех был искуплен лишь «последним Адамом» — Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине (Быт. 3:16) и догмат о первородном грехе.

В сравнительном религиоведении рассказ об Адаме рассматривается как пример антропогонического мифа. Считается, что миф является отражением неолитической революции.

Библейское повествование об Адаме ввело в мировое искусство и культуру большое число символов, таких как: Эдем, Дерево познания Добра и Зла, Дерево Жизни, запретный плод, змей-искуситель, изгнание из рая.

В Пятикнижии (Быт. 2—4) приводится довольно подробное описание жизни первой человеческой пары. Основные сюжетные элементы включают в себя создание Адама и Евы, искушение и грехопадение, изгнание из Эдема, а также последующее расселение людей по миру вне Эдемского сада.


«Сотворение Адама», фреска в Сикстинской капелле работы Микеланджело
«Сотворение Адама», мозаика собора Монреале, XII век
Адам даёт названия животным (фреска монастыря Николая Анапавсаса, Метеоры)
«Сотворение Евы и Изгнание из рая», Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 15081512 годы
«Адам и Ева», персидская миниатюра, XVI век
Православная икона «Адам». Иконописец Ждан Дементьев (Вологда), 1630 год. В его руках свиток с надписью «бысть же дней всех Адамовых лет 530 и умре». (Икона из праотеческого ряда иконостаса собора Успения Богородицы, Кирилло-Белозерский монастырь. Музей Кирилло-Белозерского монастыря)
Миниатюра из «Beatus Escorial», около 950—955 года, библиотека Эскориала, Испания
«Изгнание из рая», Джованни ди Паоло
«Изгнание из рая», фреска Мазаччо
«Грабовский алтарь» (фрагмент): Грехопадение, Изгнание из рая, Адам и Ева за работой. Мастер Бертрам из Миндена
Адам, створка Гентского алтаря
Фреска «Изгнание из рая», фрагмент, Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье
Икона «Распятия с предстоящими», Новгородская школа. Под крестом виден череп Адама
Адам и Ева в райском саду, миниатюра из средневекового манускрипта
«Адам и Ева», рисунок в раннехристианских римских катакомбах, IV век н. э.
Ангелы поклоняются Адаму. Исламская миниатюра
Бог в образе ангела изгоняет Адама и Еву. Гравюра Василия Кореня, 1696 год
«Сотворение Евы из ребра Адама», фреска в шведской кирхе
«Сад земных наслаждений», левая створка триптиха Босха. Изображение последних трёх дней творения мира
«Грехопадение», картина Гуго ван дер Гуса. Змей с женским лицом отождествляется с легендарной демоницей Лилит
Череп Адама, захороненный у подножия креста. Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико
«Сошествие в ад»: Иисус Христос выводит Адама и Еву из ада за руку. Фреска в монастыре Хора
«Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?» (Джон Болл, XIV век). Иллюстрация к изречению, ставшему классической английской поговоркой о том, что Бог сотворил всех людей равными. Уильям Моррис
«Сотворение Адама», иллюстрация Уильяма Блейка к поэме Джона Мильтона
«Адам и Ева», картина Ганса Тома, 1897 год