Адам, Роберт


Ро́берт А́дам (англ. Robert Adam; 3 июля 1728, Керколди — 3 марта 1792, Лондон) — шотландский архитектор из семьи архитекторов-палладианцев, представитель английского неоклассического течения в архитектуре, а также в проектировании и оформлении интерьера и мебели, создателя оригинального художественного стиля «Адам» в качестве первой фазы движения «классического возрождения» (Classical Revival) в Англии[2]. «Стиль Адам» хронологически соотносится с позднегеоргианским стилем (Late Georgian), или стилем времени правления короля Великобритании Георга III из Ганноверской династии (1760—1801)[3][4].

Роберт был сыном и учеником архитектора-палладианца Уильяма Адама (1689—1748), одного из самых востребованных шотландских архитекторов своего времени. В семье было ещё два брата, также будущие архитекторы: Джеймс (1732—1794) и Джон (1721—1792).

Роберт Адам провёл детство в Эдинбурге, с 1734 года в возрасте шести лет посещал Королевскую среднюю школу в Эдинбурге, где изучал латинский язык (со второго года уроки велись на латыни) и до пятнадцати лет его учили читать произведения Вергилия, Горация, Саллюстия и Цицерона, а в последний год — Тита Ливия[5].

Осенью 1743 года он поступил в Эдинбургский университет, где обязательными предметами для всех студентов были: греческий язык, логика, метафизика и натурфилософия. Среди его друзей в Эдинбурге были философы Адам Фергюсон и Дэвид Юм, а также художник Пол Сэндби, с которым он познакомился в Хайлендсе.

Роберт стал работать под началом старшего брата Джона на строительстве особняка графа Хоуптоуна: Хоуптоун-хаус (англ.). Отец умер в июне 1748 года и оставил часть поместья Блэра Адама, которое включало замок Доухилл, Роберту. От своего отца Роберт унаследовал архитектурное бюро, обширную библиотеку, которую со временем значительно расширил. Разработанные Робертом Адамом интерьеры особняка поражали современников лёгкостью, напоминавшей континентальное рококо, но основанные на творческой переработке наследия Андреа Палладио.

В 1754 году Роберт Адам сопровождал Чарлза Хоуп-Вейра, брата графа Хоптауна, сначала в Брюсселе, а затем в путешествии по Италии. Осмотрев Пон-дю-Гар («Гардский мост»), Мезон Карре («Квадратный дом») и иные античные руины юга Франции, Адам с архитектором и знатоком римских древностей Шарлем-Луи Клериссо и художником Дзукки окунулся в изучение архитектурных древностей Италии[6].