Аджита Кесакамбала


Аджита Кесакамбала — древнеиндийский мыслитель-материалист, живший в VIV веках до н. э.[2] Один из учителей шраманской эпохи. Его имя-прозвище буквально означает «непобедимый с одеждой из человеческих волос»[1][3]. Считался одним из шести учителей ереси (тиртхаков), живших во времена Будды Шакьямуни, которые придерживались взглядов, противоположных его учению[4][5].

Аджита Кесакамбала, был старшим современником Будды. Он носил одеяло из волос в любое время года, что характеризовало его как человека, практикующего аскетизм и самоотречение. Тем не менее, в джайнских источниках он и его последователи обвиняются в гедонизме[6].

О воззрениях Аджита Кесакамбалы известно по рассказу царя Магадхи Аджаташатру, который передан в «Саманнапхала-сутте» Палийского канона[2].

По мнению Аджиты, только чувственный опыт является достоверным источником знаний. Высмеивал общепризнанные нормы религии и морали. Иногда его называют предшественником чарваков (локаяты)[7]. Основаниями вещей считал комбинации четырёх элементов (земля, вода, огонь, воздух). Взгляды данного мыслителя сопоставляют со взглядами древнегреческого философа Демокрита.[8]

Кесакамбала признаётся как один из ранних материалистов[9] или протоматериалистов[10] Индии. Для Будды ключевая проблема теории Кесакамбалы заключается в том, что он устраняет этику и этические действия. Некоторые современные материалисты делают то же самое, утверждая, что, поскольку этическая ценность не может быть объяснена исключительно в материальных терминах, она должна быть лишена какой-либо реальности. В этом случае уместно возражение Будды: мудрец скажет, что в свете Кесакамбалы нет разницы между тем, кто следует его учению, и тем, кто этого не делает, поскольку нет никакого факта в вопросе о том, что представляет собой плодотворное и бесплодное действие[11].