Адлер, Лютер


Лютер Адлер (англ. Luther Adler; 4 мая 1903 года — 8 декабря 1984 года) — американский актёр театра, кино и телевидения, карьера которого охватила период 1900-80-х годов.

Выходец из актёрской семьи, Адлер начал театральную карьеру в 5-летнем возрасте, а в 1921 году дебютировал на Бродвее, выступая там до 1972 года. С 1937 по 1981 год Адлер снимался в Голливуде, а с 1951 по 1974 год работал на телевидении.

Среди наиболее значимых кинокартин с участием Адлера — фильмы нуар «Загнанный в угол» (1945), «Дом незнакомцев» (1949), «Мёртв по прибытии» (1950) и «Распрощайся с завтрашним днём» (1950), военная драма «Лис пустыни» (1951), драмы «Последний разгневанный человек» (1959) и «Человек в стеклянной будке» (1975), а также триллер «Без злого умысла» (1981).

Лютер Адлер родился 4 мая 1903 года в Нью-Йорке, он был одним из семи детей в семье известного актёра и одного из основателей театра на идиш в Америке Джейкоба Адлера и его жены, актрисы Сары Адлер[1][2]. Старшая сестра Лютера Стелла Адлер стала известной актрисой, одним из членов-основателей влиятельного театра Group и преподавателем драматического мастерства, а брат Джэй также стал известным актёром театра и кино [1][2][3].

В 1908 году отец привёл 5-летнего Лютера в театр Thalia на Манхэттене, где тот стал играть роль в спектакле на идиш «Придурок»[2][3][4]. Пройдя обучение в Нью-Йорке и Чикаго, Адлер шлифовал своё актёрское мастерство, играя в многочисленных пьесах в театре своего отца The Yiddish Theatre Company, и ещё в подростковом возрасте ездил с театром на гастроли в Лондон, Вену и Южную Африку[1].

Он дебютировал на Бродвее в 1921 году в спектакле «Рука гончара» по пьесе Теодора Драйзера (21 представление), за которой последовали преимущественно главные роли в комедии «Юмореска» (1923, 32 представления), пьесе «Обезьяньи разговоры» (1925-26, 98 представлений), комедии «Денежный бизнес» (1926, 14 представлений), драмах «Мы американцы» (1926-27, 118 представлений), «Джон» (1927, 11 представлений) и «Ржавчина» (1929-30, 65 представлений) по пьесе Владимира Киршона, действие которой происходит в 1927 году в Москве[1][5].