Административное деление Веймарской республики


Административное деление Веймарской республикиадминистративное и территориальное деление Германии в Веймарский период.

Германия в Веймарский период являлась децентрализованным унитарным (регионалистским) государством, состоящим из крупных административно-территориальных единиц именовавшихся «землями» (официальное — «немецкие земли» (deutsche länder)[1], «земли Германской империи» (Länder des Deutschen Reiches)[2][3]), каждая из которых имела свои конституции, выборные законодательные органы (ландтаги), правительства, судебные органы, которые пользовались определенной автономией в вопросах внутренней организации и местного самоуправления при широких полномочиях во всех основных сферах государственного управления и законодательства имперских органов.

На момент принятия конституции 1919 года, установившей республиканскую форму правления, на территории бывшей Германской империи, насчитывалось 24 штата, ставших землями, число которых сократилось в последующие несколько лет — некоторые из них были упразднены и вошли в состав более крупных; другие объединились, образовав новое государство в составе рейха. К 1 мая 1920 года семь тюрингских земель объединились в единое Свободное государство Тюрингия[de], а в 1929 году Свободное государство Вальдек вошло в состав Свободного государства Пруссия.

Имперское правительство имело право направлять уполномоченных в исполнительные органы земель для надзора за исполнением имперских законов[4].

Имперское право имело приоритет над земельным. В случае, если земельный закон нарушал общеимперское законодательство, правительственные учреждения земли или империи могли запросить решение одного из высших судов империи. В случае, если одна из земель нарушала имперские законы или конституцию, Рейхспрезидент мог потребовать исполнения этих обязанностей с помощью вооруженной силы. Аналогично, если в пределах государства серьезно нарушались порядок и общественная безопасность, либо в случае серьезной угрозы порядку и общественной безопасности, имперское правительство могло полностью или частично приостанавливать гарантии основных прав, данные конституцией.