Административный ресурс


В Российской Федерации административным ресурсом также называют излишнее влияние политических сил, партий и чиновников на какие-либо сферы деятельности. Впервые термин употреблён 9 августа 1995 года Дмитрием Ольшанским, директором Центра стратегического анализа и прогноза[1][2], обозначая влияние чиновников на ход выборов. Перед выборами в Госдуму Ольшанский представил журналистам рейтинг партий, в числе учитываемых параметров там упоминался «показатель административного ресурса».

Впоследствии это понятие стало использоваться и в научной литературе, характеризуя проблему тесной взаимосвязи экономики и политики[3].

Административный ресурс может применяться в разных проявлениях с целью лоббирования тех или иных интересов в основном в рамках избирательных кампаний. Зачастую он может быть связан с наличием в определённой степени экономической монополии, позволяющей его применять. Степень экономического вклада в тот или иной процесс со стороны представителей власти также может повлечь за собой злоупотребление полномочиями.

— регуляторный (относится, в частности, к порядку проведения выборов, например, изначально выбираются подготовленные члены избиркомов);

— законодательный (может проявляться особенно на региональном уровне путём принятия тех или иных законов, которые скрытым образом могут способствовать получению каких-либо преимуществ на выборах у кандидатов, уже находившихся во властных структурах или лояльных им; кроме того, могут также применяться законодательные меры по усложнению допуска новых кандидатов на выборы, такие как установление слишком высокого избирательного барьера, взносов и др.);

Помимо вышеприведённых форм существует такое понятие как политическая рента. Это явление можно охарактеризовать как злоупотребление административным ресурсом представителями власти с целью получения скорейшей выгоды с минимально заметными экономическими издержками. При этом происходит переход чисто экономических процессов в политическую сферу, действия субъектов часто оказываются противоправными, потребительскими по отношению к общественным ресурсам. Это также может проявляться и в обратную сторону, когда экономический агент использует свой экономический ресурс с целью получения выгоды от представителя власти (часто можно говорить о коррупции)[4].