Адриано (дирижёр)


Адриано (итал. Adriano, собственно Адриано Бауман, нем. Adriano Baumann; род. 10 июля 1944, Фрибур) — швейцарский дирижёр и композитор.

Начал получать высшее образование как архитектор, но затем отказался от этой карьеры ради любви к музыке. Отказался также от своей фамилии, чтобы не иметь ничего общего со своей семьёй[1]. Учился на вокальном отделении Цюрихской консерватории, откуда, по собственным воспоминаниям, вынужден был уйти после ряда публичных выступлений (в том числе после лекции для соучеников о гомосексуальности Чайковского как причине необыкновенной выразительности его музыки). На протяжении 25 лет работал суфлёром в Цюрихском оперном театре[1]. Освоил специальность дирижёра самоучкой, в том числе благодаря тесному неформальному общению с Эрнестом Ансерме и Йозефом Кайльбертом. В 1970-е гг. руководил небольшой театральной труппой, выступая в различных городах Швейцарии с постановками пьес Августа Стриндберга, Генрика Ибсена, Сэмюэла Беккета, Эжена Ионеско, а также своих собственных. Дебютом для Адриано как композитора стала миниопера на тексты анализов Зигмунда Фрейда, сочинённая и поставленная им для одного швейцарского театрального фестиваля в 1969 году; Адриано также исполнил в постановке главную партию (самого Фрейда). Одновременно он сочинял музыку и для спектаклей других швейцарских театров.

В 1977 г. Адриано основал собственный лейбл звукозаписи Adriano Records, на котором в последующее десятилетие выпустил несколько редких записей — в том числе первую в мире запись фортепианного квинтета Иоахима Раффа, перевыпуски старых записей Франца Шрекера (как дирижёра) и Отторино Респиги (как пианиста-аккомпаниатора) и др.

В фокус более широкого внимания музыкальной общественности деятельность Адриано впервые попала в 1979 году, когда в ознаменование столетия Отторино Респиги Адриано подготовил масштабную выставку в рамках Люцернского музыкального фестиваля и опубликовал дискографию Респиги[2]. Эта работа Адриано в значительной мере основывалась на сотрудничестве с вдовой Респиги, серию бесед с которой он записал[3]. Затем получили некоторую известность разыскания Адриано в области ранней музыки для кинематографа, в том числе написанной известными композиторами.