Ажбе, Антон


Анто́н А́жбе (словен. Anton Ažbe; 30 мая 1862, Доленьчице, Словения — 6 августа 1905, Мюнхен) — австро-венгерский художник словенского происхождения.

Антон Ажбе и его брат-близнец родились в крестьянской семье[1]. Азы художественного образования Антон Ажбе получил в Любляне у Янеша Вольфа, одного из ведущих словенских художников второй половины XIX века[2]. Осенью 1882 года он отправился на учёбу в венскую Академию художеств, а в 1884 году переехал в Мюнхен, где посещал уроки античного искусства в Академии изобразительных искусств, а затем в художественной школе Людвига фон Лёфца.

В собственном творчестве Антон Ажбе эволюционировал от академической к реалистической живописи, став крупнейшим (наряду с Юрием Шубицем) представителем реализма в словенском искусстве. Он рассматривал свою картину «Чернокожая женщина» как воплощение своих художественных принципов[2]. По мнению Ажбе, это полотно показывает, как цвет может измениться под влиянием освещения.

После обучения в специальном классе профессора Александра Вагнера он по настоянию группы студентов Академии художеств, недовольных процессом обучения[3], в 1891 году основал в Мюнхене частную художественную школу. Среди этих студентов, ставших его первыми учениками, был известнейший впоследствии словенский художник Рихард Якопич. Учениками Ажбе были Иван Билибин, Давид Бурлюк, Марианна Верёвкина, И. Грабарь, З. Гржебин, Мстислав Добужинский, Василий Кандинский, Д. Кардовский, Кузьма Петров-Водкин, Фанни Ревентлов, Алексей Явленский, Е. К. Маковская, А. А. Мурашко, Я. А. Тугендхольд, С. А. Щербатов и многие другие. Ажбе являлся значительной фигурой в художественной жизни Мюнхена.

Методика Ажбе была направлена на развитие сознательного «мышления формой», индивидуальных способностей учеников и выработки ими собственной творческой манеры. Большое внимание Ажбе уделял изучению рисунка и считал его необходимой частью художественного образования. В живописи отвергал какие-либо шаблоны и считал необходимым для художника искать новые художественные приёмы[4]. В основу методики преподавания рисунка Ажбе положил «принцип шара» (нем. Prinzip der Kugel). Он считал, что, прежде чем приступить к изображению, надо суметь увидеть в любой сложной форме простой геометрический объём: шар, куб, цилиндр. Затем без излишних конструктивных схем сразу же приступить к «лепке формы тоном» (нем. Modelierung), причем последовательно, от «большой формы» к деталям. Для этих задач использовались в основном мягкие рисовальные материалы: уголь, сангина, мел, соус. В те годы этому не учили в Академиях[5]. В живописи Ажбе использовал метод «кристаллизации красок», близкий импрессионизму[6].