Академизм


Академи́зм (фр. academisme) — направление в европейском искусстве, сложившееся в художественных академиях XVIXIX века, основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Академизм оказал решающее влияние на систематизацию художественного образования, закрепление классических традиций, которые рассматривались им как система «вечных» канонов и предписаний[1].

Академизм рассматривал современность как недостойную «высокого» искусства сферу, противопоставляя ей вневременные и вненациональные формы красоты, идеализированные образы и не связанные с реальностью сюжеты (древнегреческая мифология, римская мифология, библейские сюжеты, древняя история). Академизм выступал, как правило, официальным направлением при европейских монархиях и противопоставлял себя реалистическому искусству[1].

Термин «академизм» используют также в самом широком смысле для обозначения совокупных «консервативных тенденций в искусстве, художественных течений, школ и мастеров, следующих правилам и канонам, авторитетам, классическим образцам искусства прошлого, художественная ценность которых считается абсолютной, непревзойдённой, независящей от места и времени»[2]. Академизм в искусстве имеет как положительное, так и отрицательное значение. Его главная функция — охранительная. Академизм является основой любой художественной школы как образовательного учреждения, основные учебные дисциплины которой так и называются: академический рисунок, академическая живопись. «Вневременно́й идеал» красоты — основа академического искусства. К этому идеалу академисты на протяжении веков относили искусство античности, но не всей, а только периода древнегреческой классики (середины V в. до н. э.) и искусство римского классицизма первой трети XVI века, прежде всего творчество «божественного Рафаэля» и его последователей, художников болонской школы, основателей Академии художеств в Болонье в 1585 году. С другой стороны, многие прогрессивные художники восставали против Академий и академизма, препятствующих поиску новых путей и творческих методов в искусстве.

Слово «академия» происходит из Древней Греции. Академией называлась философская школа, основанная в 388 г. до н. э. Платоном. Она получила название от священной рощи на северо-западе Афин, где, по преданию, был похоронен древнегреческий герой Академ[3]. В эпоху итальянского Возрождения с целью изучения античной философии в 1462 г. во Флоренции при дворе Козимо Медичи Старшего при участии М. Фичино была создана Платоновская Академия[4]. В 1542 г. в Риме с целью изучения античной архитектуры А. Палладио основал Витрувианскую Академию архитектуры. В 1561 г. Дж. Вазари организовал Академию рисунка во Флоренции, в 1577 г. — такую же в Риме.