Академические свободы


Академи́ческие свобо́ды (университетская автономия) — принципы, согласно которым профессорско-преподавательскому составу и научным сотрудникам высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций предоставляется право излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать тему и методику для научных исследований, а студентам — получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Академические свободы тесно связаны с автономией вузов, которую Европейская ассоциация университетов определяет в 4 сферах: организационной, финансовой, свободе подбора персонала и собственно академической автономии.

Академические свободы предполагают также академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, её свободного изложения и распространения.

Международное объединение «Академия за академические свободы»[1] сформулировало два основных принципа таких свобод:

Однако на деле в большинстве европейских стран государство до сих пор регулирует академические свободы, поскольку университеты получают финансирование из бюджета, их работники являются госслужащими и подчиняются общему законодательству даже в таких сугубо внутренних вопросах, как выбор, назначение и отставка руководящих работников, время их полномочий и размер зарплаты. Большое влияние на решение стратегических вопросов вузов имеет длительность финансового цикла как в отношении целевых программ, так и предоставляемых грантов. Только в трёх европейских странах финансовый цикл вузов превышает один год, в 24 странах их деятельность планируется только на год[2].

В большинстве стран Европы университеты имеют право выбирать язык преподавания для всех бакалаврских программ. Во Франции преподавание ведётся только на национальном языке, в Бельгии (Фландрия) и Латвии количество программ, которые можно преподавать на иностранных языках, регулирует государство[2].

Разумеется, академические свободы имеют свои пределы. В США в соответствии с «Заявлением о принципах академических свобод и академической карьеры» 1940 года[3], профессура ограничена в возможности распространять информацию, не имеющую отношения к её профессиональной деятельности. В своих публичных выступлениях допускается выражать личное мнение без оглядки на позицию руководства, но следует при этом оговаривать, что выступающий делает заявление от собственного имени, а не от имени своего учреждения. Академическая карьера также должна зависеть исключительно от профессиональной состоятельности, и увольнение может быть связано либо с некомпетентностью, либо с неблаговидным поведением, вызывающим протест со стороны всего профессорско-преподавательского состава.