Академия изящных искусств (Флоренция)


Академия изящных искусств во Флоренции (итал. L'Accademia di belle arti di Firenze) — общественная академия изобразительного искусства, расположенная во Флоренции, столице Тосканы, в центре города, в здании бывшего Приюта Св. Матфея (Ospedale di San Matteo) на Пьяцца Сан-Марко. Включает собственно Академию и художественный музей: Галерею Академии[it], расположенную на Виа Рикасоли (Via Ricasoli).

«Академия рисунка» (Accademia del Disegno) была основана в 1561 году при поддержке великого герцога Тосканы Козимо I тремя известными художниками-маньеристами: Джорджо Вазари, Аньоло Бронзино и Бартоломео Амманати. Это была первая художественная академия Нового Времени в Европе[2].

13 января 1563 года герцог Козимо I Медичи реорганизовал академию, которая стала называться по терминологии Вазари: «Академия и Общество (Компания) искусств, основанных на рисунке» (Accademia e Compagnia delle Arti del Disegno). Она состояла из двух частей: «Компания» была своего рода гильдией для всех работающих в Тоскане художников, а Академия представляла собой более узкую, избранную группу мастеров, ответственных за надзор за художественным производством в государстве Медичи[3]. Первоначально Академия располагалась в помещениях монастыря при церкви Сантиссима-Аннунциата, затем переехала в специальное здание, построенное по проекту Джорджо Вазари.

Членами Академии в разные годы были Джорджо Вазари, Микеланджело Буонарроти, Бартоломео Амманати, Джамболонья, Лаццаро Донати, Франческо да Сангалло, Аньоло Бронзино, Бенвенуто Челлини, Джованни-Анджело Монторсоли. Первой женщиной, допущенной в Академию рисунка, была Артемизия Джентилески. В 1762 году членом Академии стала Анжелика Кауфман[4].

В 1784 году Пьетро Леопольдо, великий герцог Тосканы, объединил все школы рисования во Флоренции в одно учреждение, новую «Академию изящных искусств» (Accademia di Belle Arti) с тем, чтобы новая школа могла удовлетворить «профессиональный заказ» на многие потребности современного искусства, включая декоративное искусства и художественные ремёсла. В 1873 году Академия была разделена на два отдельных органа: учебное заведение и Академию изящных искусств с «Коллегией Мастеров» (Collegio dei Professori), за которой были признаны полномочия и функции по надзору, учреждению советов, конкурсов и экспертиз.