Акватинта


Аквати́нта (итал. aqua — вода, итал. tinta — краска, тон)[1] — техника гравюры на металле, разновидность офорта, иногда по традиции называемой одной из манер офорта, что неточно, поскольку в штриховом офорте существуют свои манеры. Акватинта — это техника гравирования на металле, «позволяющая, в отличие от офорта или резцовой гравюры, работать не линией и штрихом, а пятном, создавая тональные переходы, наподобие заливки акварелью или тушью, отсюда название»[2].

Иногда термин «акватинта» путают с другими: аквафорт — устаревшим названием штрихового офорта, или с акватипией.

Оттиск гравюры в технике акватинты напоминает рисунок водяными красками — акварелью; это сходство и обусловило происхождение наименования. Нужно подчеркнуть, что любые сравнения в эстампе, в гравюре на металле, и особенно — в офорте, весьма условны (речь идёт лишь о формальной аналогии с работами, выполненными общеизвестными графическими материалами), так как техника глубокой печати придаёт оттискам уникальные свойства, недостижимые в других, даже станковых, полиграфических техниках и в любых электронных технологиях[3].

Перед началом работы металлическую, чаще цинковую, пластину посыпают порошком измельчённой кислотоупорной канифоли или асфальта нужной зернистости. Затем пластину слегка нагревают, порошок плавится и мелкими шариками припаивается к металлу. Размер и густота зёрен определяют специфическую фактуру (бархатистость) тона в такой технике. После этого художник закрывает с помощью кисти кислотоупорным (обычно битумным) лаком согласно своему эскизу те участки «доски» (так гравёры называют любую печатную форму), которые должны остаться на оттиске светлыми, и оставляет незакрытыми те, которые подлежат травлению азотной кислотой. Медные доски травят слабым раствором хлорного железа. После травления канифоль смывают. Протравленные участки пластины приобретают фактуру — её характер обусловлен размерами и густотой крупинок канифоли. В процессе глубокой печати под давлением на увлажнённую бумагу, аналогично штриховому офорту (типографская краска втирается в протравленные участки печатной формы), краска удерживается фактурой и на оттиске даёт бархатистый тёмный тон.

Многократное травление на разную глубину с последовательным перекрыванием «планов» будущего изображения кислотоупорным лаком, в зависимости от точно рассчитанного времени (для этого используют пробную шкалу) позволяет создавать сложные тональные градации и переходы. Главная особенность «чистой акватинты» — отсутствие рисующих контуров и штрихов. Своеобразная фактура акватинты недостижима ни в какой другой технике. Однако существует некоторое сходство с техникой меццо-тинто.

Идеальные примеры «чистой акватинты» демонстрируют графические работы Эдуара Мане. Тем не менее, во многих случаях художники используют смешанную технику штрихового офорта или «сухой иглы» и акватинты. Как правило, сначала травят штрих, а после этого — тон. Лучший пример такого сочетания — гравюры Франсиско Гойи.