Аккад, Мустафа


Мустафа Аккад (араб. مصطفى العقاد‎) — сирийско-американский продюсер и режиссёр. Получил известность выступив в роли продюсера серии фильмов «Хэллоуин» (1978) и режиссёра фильмов «Послание» (1976) и «Лев пустыни» (1981). Был убит вместе со своей дочерью Риммой Аккад террористом-смертником в столице Иордании Аммане в 2005 году[1].

Родился 1 июля 1930 года в сирийском городе Алеппо[2]. Перед отъездом Мустафы в Соединённые Штаты для изучения режиссуры и производства фильмов в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA), его отец, работавший офицером таможни, дал ему 200 долларов и копию Корана. Аккад получил степень магистра в Университете Южной Калифорнии (USC), где он и встретился с режиссёром Сэмом Пекинпой (Sam Peckinpah). Пекинпа стал наставником Аккада в Голливуде и нанял его в качестве консультанта для фильма об алжирской революции, который так и не вышел на большой экран, но он продолжал помогать ему, пока Мустафа не нашёл работу в качестве продюсера на CBS.

В 1976 году Аккад выпускает «Послание» (вышедший в прокат как «The Message» в 1977 году в Соединённых Штатах), главные роли сыграли Энтони Куинн и Ирен Папас. Аккад получил отказ от Голливуда на съёмку фильма в Марокко.

При создании «Послание», он консультировался у исламских священнослужителей и старался быть уважительным по отношению к исламу и его взглядам на образ пророка Мухаммеда. Он получил одобрение от Аль-Азхар в Египте, но оно было отклонено Всемирной мусульманской лигой в Мекке, Саудовская Аравия. Правительства Кувейта, Ливии и Марокко обещали финансовую поддержку фильма, но когда оно было отклонено Всемирной мусульманской лигой, Кувейт снял его с финансирования. Покойный король Хасан II из Марокко дал ему полную поддержку для производства фильма. Производство «The Message» заняло один год. 6 месяцев съёмки велись в Марокко, но Аккад вынужден был остановить производство, когда правительство Саудовской Аравии оказало большое давление на Марокко. Аккад пошёл к лидеру Ливии Каддафи в поисках поддержки для завершения проекта. Каддафи позволил ему завершить оставшиеся 6 месяцев съёмки в Ливии.

Аккад видел фильм как способ преодоления разрыва между западным и исламским мирами, заявив в интервью в 1976 году:

Я сделал этот фильм, потому что это для меня личное. Помимо своей ценности как фильм, он имеет свою историю, свои интриги, свои драмы. Кроме всего этого я думаю, там присутствует что-то личное, будучи мусульманином, живущим на Западе, я чувствовал, что это было моей обязанностью, своим долгом рассказать правду об исламе. Это религия, которая имеет 700 млн последователей, но о которой так мало известно и это меня удивило. Я думал, что я должен рассказать историю, которая станет мостом через разрыв с Западом.