Акт о каноническом общении


Акт о каноническом общении Русской православной церкви заграницей с Русской православной церковью Московского патриархата — документ, провозглашающий объединение Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) с Русской православной церковью Московского патриархата (РПЦ).

Текст «Акта» был выработан в 2004—2006 годы в ходе восьми совместных заседаний комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. 17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя в Москве «Акт» торжественно подписали Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла)[1][2].

Как отметил протоиерей Николай Артёмов, подписанием Акта «обе стороны отказались от исключительности, признали друг друга как части единой Русской Православной Церкви»[3]. Церковный историк и клирик РПЦЗ диакон Андрей Псарёв так оценивал смысл «Акта»: «С одной стороны, архиереи РПЦЗ согласились с тем, что, несмотря на канонические компромиссы прошлого, РПЦ-МП является их матерью-церковью. С другой — достигнут консенсус внутри Русской Церкви, что миссия РПЦЗ в коммунистический период была пастырски оправданной»[4].

Позиция РПЦЗ по отношению к Московскому патриархату на протяжении XX века становилась всё более жёсткой. Годы патриаршества патриарха Тихона отмечены тем, что каких-либо обвинений в адрес всероссийской церковной власти со стороны зарубежных архиереев не было[5]. До 1940-х годов, несмотря на выпады против митрополита Сергия (Страгородского), РПЦЗ всё же осознавала себя частью единой Русской церкви. Так, 16 августа 1938 года Архиерейский собор РПЦЗ постановил, что прибывающие из России священнослужители, находившиеся в ведении митрополита Сергия, могут быть допущены в церковное общение безо всякого чиноприёма, так как они не несут ответственности за его действия[4]. Признавалась благодатность таинств, совершённых митрополитом Сергием. Несмотря на резкую критику в его адрес, в публикациях явно прослеживалось понимание тяжелейшей ситуации, в которой он находился. В годы Второй мировой войны РПЦЗ наблюдалось отрицательное, но сдержанное отношение к московской церковной власти, не лишенное даже некоторого сочувствия[6]. РПЦЗ поддерживала отношения с Украинской и Белорусской православными автономными церквями, считавшими себя в подчинении Московской патриархии[7]. В 1945—1946 годах клирики этих церквей были приняты в РПЦЗ без какого-либо чиноприёма[4].