Алапаевская узкоколейная железная дорога



Алапа́евская узкоколе́йная желе́зная доро́га (АУЖД) — одна из крупнейших узкоколейных железных дорог с шириной колеи 750 мм на территории России, бывшего СССР и мира. Начальным пунктом узкоколейной железной дороги является город Алапаевск. Узкоколейка относится к категории лесовозных (раньше относилась к категории торфовозных и заводских).

Дата открытия первого участка (Алапаевск — Мугай): 12 июля 1898 года. Строилась Алапаевским железоделательным заводом. Дорога является своеобразным историческим и техническим памятником. Максимальная протяжённость (в 1965 году) составляла 660 км [2].

В 2006 году протяжённость узкоколейки составляла около 270 километров, а в июне 2021 года — 177 километров[1]. На Алапаевской узкоколейной железной дороге выполняются регулярные пассажирские перевозки. Узкоколейная железная дорога служит основным средством сообщения с сельскими населёнными пунктами: Ельничная, Строкинка, Муратково, Санкино, Калач. Основные грузовые перевозки производятся зимой, когда вывозится заготовленный лес (в основном из района Калача). Перевозят также грузы, необходимые для нужд населения.

С октября 2021 года в обращение введён поезд № 9/10 Синячиха — Ельничная — Берёзовка, рейсы выполняются 2 и 4 неделю месяца по вторникам и четвергам[4].

Билет в жёсткий вагон с сидячими местами от Алапаевска до Синячихи стоит в 2023 году 26 рублей, в плацкартный на 16 мест с боковыми полками — 44, до Ельничной, соответственно, 48 и 80, до Санкино — 94 и 160 рублей[5].

АУЖД — единственный путь сообщения с лесными посёлками. В 2011 году выделили 16 миллионов рублей, деньги израсходованы на приобретение трёх двигателей на тепловозы ТУ7А и ТУ4, смонтирована радиосвязь на все станции и рабочие тепловозы, отремонтированы три вагона, отремонтирован мост в Санкино, заменено 30 тысяч шпал[6]. Председатель Правительства Свердловской области пообещал выделить в течение ближайших двух лет ещё около 50 млн рублей на ремонт АУЖД, а также на закупку новых тепловозов и вагонов[7].