Аларчин мост


Ала́рчин мост — автодорожный металлический балочный мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Коломенский и Покровский острова. Мост является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.

Расположен по оси Английского проспекта. Рядом с мостом находится здание Пятой Санкт-Петербургской гимназии, в которой были устроены одни из первых высших женских курсов в Петербурге (так называемые Аларчинские курсы). Выше по течению находится Могилёвский мост, ниже — Коломенский мост. Ближайшая станция метрополитена (2 км) — «Садовая».

Название известно с 1761 года и произошло от неправильного произношения фамилии галерного мастера Алатчанина, жившего поблизости в конце XVIII века[1][2]. До 1790 года использовалась форма Аларчинов мост, современное название известно с 1776 года[3][4].

К 1753 году на этом месте существовал деревянный мост[5]. В 17831785 годах при сооружении гранитных набережных был построен новый мост по типовому проекту, разработанному для мостов Крюкова канала и нижнего течения Екатерининского канала: деревянный трёхпролётный, на бутовых, облицованных гранитом опорах, с разводным средним пролётом[6]. Автор проекта не установлен. На опорах моста находились четыре гранитных обелиска со стеклянными овальными фонарями. Ограждением служила железная решётка с простым рисунком[7]. В 1840 году разводной пролёт был заменен постоянным балочным[8][9]. В 1876 году мост был усилен для прокладки одиночного пути конки[10]. В 1889 году заменены балки моста, убраны подкосы, затруднявшие судоходство[11][12].

В 19061908 годах, в связи с намечавшимся открытием трамвайного движения по Английскому проспекту, мост был перестроен по проекту инженеров В. А. Берса, А. П. Пшеницкого и архитектора А. И. Зазерского[7][6][9]. Опоры были переложены и уширены, деревянные балки пролётного строения были заменены на металлические клёпаные[13]. Ширина моста увеличилась с 10,2 до 15,8 м, тротуары были вынесены на консоли. На мосту было установлено новое перильное ограждение, гранитные обелиски с фонарями, находившиеся изначально на боковых закруглениях средних опор, были вынесены на береговые устои[7][14].

Работы по перестройке моста производились комиссией по заведованию общественными работами[13]. Производителем работ был инженер Г. Л. Тагеев. Мост был открыт для движения в ноябре 1907 года, установка перил и фонарей была закончена в 1908 году[14].