Алая роза (группа художников)


Выставка была открыта 27 апреля 1904 года в колонном зале Саратовского Дворянского собрания (угол ул. Московской и Соборной)[2]. Инициаторами выставки были учащиеся МУЖВЗ Павел Кузнецов и Пётр Уткин.

Ещё в конце 1890-х годов Павел Кузнецов и Пётр Уткин объединили вокруг себя группу единомышленников. Вскоре после объединения их группа получила наименование Алая роза.

По одной из версий роза была выбрана как символ чистоты и целостности[2], однако существуют и другие интерпретации подобного названия. Возможно, художники хотели подчеркнуть одновременность существования материального и духовного[3] в своём искусстве и мировоззрении. Кроме того, розы часто появлялись на полотнах учителя живописцев Виктора Борисова-Мусатова, что тоже могло повлиять на их решение принять такое многозначное название для своей экспозиции. Однако и эти объяснения не являются окончательными. Отметим, что в христианских преданиях роза символизировала Деву Марию[4] - таким образом, символисты могли основываться и на религиозной логике. Более того, алая роза - романтический цветок: в 1888 году в Абрамцево Савва Мамонтов поставил свою драму-оперу с одноимённым названием[5]; в ней роза названа «цветок любви благоуханный»[6].

На выставке экспонировались работы художников Анатолия Арапова, Николая Сапунова, Мартироса Сарьяна, Сергея Судейкина, Николая Феофилактова, Павла Кузнецова, Петра Уткина и др., а также майолика из мастерской в Абрамцево[1][7]. Почётными участниками «Алой розы» тогда стали М. А. Врубель и В. Э. Борисов-Мусатов[1][8].