Коцебу, Александр Евстафиевич


Алекса́ндр Евста́фиевич Коцебу́ (нем. Alexander Friedrich Wilhelm Franz von Kotzebue; 28 мая (9 июня1815, Кёнигсберг — 12 (24) августа 1889, Мюнхен) — русский живописец-баталист. Автор картин из истории Семилетней войны, Суворовских походов, Северной войны и других кампаний.

Родился 28 мая 1815 в Кёнигсберге. Один из многих сыновей драматурга и русского посла в Кенигберге Августа фон Коцебу, убитого в 1819 году немецким националистом. После смерти отца семья перебралась в Санкт-Петербург, где через некоторое время Александр был отдан на воспитание в Петербургский второй кадетский корпус, откуда был выпущен в лейб-гвардии Литовский полк.

Будучи офицером лейб-гвардейского Литовского полка стал посещать классы баталической живописи Императорской Академии художеств (1837), где он проучился до 1844 года, работая под руководством профессора Зауэрвейда. В течение учёбы неоднократно награждался Академией художеств: малая серебряная медаль (1839), большая серебряная (1840) за картину «Сражение при Ливенберге», малую золотую (1843) за программу «Сражение при Кулевчи», большая золотая медаль (1844) за картину «Взятие Варшавы».[5]

Последняя награда давала право на командировку за границу, но воспользоваться им Коцебу удалось не сразу. На талант Александра Коцебу обратил внимание император Николай Павлович, заказав ему несколько картин. Художник написал в этот период картины «Взятие крепости Шлиссельбурга в 1702 году», «Взятие Нарвы в 1704 году» и другие. Картина «Взятие Нарвы» вызвала всеобщее восхищение, и император Николай Павлович заказал полотно баталии Петра I с Карлом XII.

Только закончив эту картину, Коцебу смог поехать за казённый счёт в заграничное путешествие и был отправлен за границу пенсионером на 6 лет. Возвратился (1849—1850) и получил разрешение вновь отправиться за границу для написания картин из эпохи Семилетней войны и Суворовского похода. Посетив мастерские лучших художников Франции и Италии, Коцебу поселился в Мюнхене, где занялся выполнением нового заказа императора Николая Павловича, здесь были написаны «Цорндорф», «Куннерсдорф», «Русские в Берлине», «Взятие Кольберга», «Битва при Гросс-Егерсдорфе». По исполнении эти картины были помещены в четвертую и пятую комнаты военной живописи в Зимнем дворце[6].

В 1850 году Александр Коцебу подал прошение о вступлении в Санкт-Петербургскую академию художеств и просил освободить его от исполнения обязательной программы. Совет Академии одобрил принятие Коцебу академиком без исполнения программы[7]: