Александр Николаевич Стравинский


Алекса́ндр Никола́евич Страви́нский — второстепенный персонаж романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Главный в «знаменитой психиатрической клинике, недавно отстроенной под Москвой на берегу реки». По должности — директор, главный врач. В клинику попадали в разных эпизодах Мастер, Иван Бездомный, Жорж Бенгальский, Никанор Иванович Босой, Иван Савельевич Варенуха, Григорий Данилович Римский и др.

Внешность описывается как «…человек с острой бородкой и облаченный в белый халат…», «…тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти, с приятными, но очень пронзительными глазами и вежливыми манерами…». У него ловкие длинные пальцы: «…привычным, ловким жестом снял очки…», «… Стравинский стал загибать длинные пальцы…»

Профессор умный, интеллигентный. Характер описывается Булгаковым как дружелюбный, вежливый, милый: «…Доктор Стравинский, — представился усевшийся Ивану и поглядел на него дружелюбно…», «…с … вежливыми манерами…», «…спросил Стравинский, очевидно, отличавшийся большой понятливостью…», «…Он умен, — подумал Иван, — надо признаться, что среди интеллигентов тоже попадаются на редкость умные…», «…Иван ещё раз подумал: „Положительно умен“…»

Профессор Стравинский — однофамилец композитора Игоря Федоровича Стравинского (1882—1971), его отца Фёдора Стравинского, солиста Мариинского театра, исполнителя ролей Мефистофеля в опере Гуно «Фауст» и в опере Бойто «Мефистофель». Известен также в окружении Булгакова врач Г. Ф. Стравинский; они вместе работали во время Первой мировой войны в госпитале в Каменец-Подольске.

Музыкальный контекст фамилии Стравинский автором поставлен параллелью с фамилией Берлиоз у персонажа Михаила Александровича Берлиоза, главного в МАССОЛИТе. Общность обоих персонажей не только в руководящей должности, в фамилии, но и в части именной формулы — Александр и Александрович. Также «музыкальна» фамилия Римский у финансового директора Варьете Григория Даниловича Римского[1][2].

Борис Мягков предполагает, что «сам образ вымышленной лечебницы с её настойчиво подчеркнутыми чудесами автоматизации приобретает сказочно-фольклорную интонацию, связанную явно также с фамилией И. Стравинского, автора популярнейших в 20-е годы балетов на русскую тему: „Весны священной“, „Петрушки“, „Свадебки“, „Жар-птицы“. То есть эта клиника — своего рода избушка на курьих ножках „без окон, без дверей“, где окно из небьющегося стекла, в которое тщетно пытался выпрыгнуть Бездомный (Иван — как сказочный Иванушка), и раздвигающиеся стены вместо дверей»[3].