Алонсо, Алисия


Али́сия Ало́нсо (исп. Alicia Alonso; урождённая Алисия Эрнестина де ла Каридад дель Кобре Мартинес дель Ойо, исп. Alicia Ernestina de la Caridad del Cobre Martínez del Hoyo; 21 декабря 1920, Гавана — 17 октября 2019, там же) — кубинская балерина, хореограф и педагог, создательница Национального балета Кубы[es]. Герой Труда Республики Куба (1998).

Младшая из четырёх детей, родители — выходцы из Испании, отец — армейский офицер, семья принадлежала к среднему классу. Начала учиться классическому танцу в июне 1931 года в балетной школе Общества музыкального искусства (исп. Sociedad Pro-Arte Musical) в Гаване. Её первым педагогом был русский эмигрант Николай Яворский[6]. Дебютировала в балетной постановке 29 декабря 1931 года в ходе показательного концерта учеников балетной школы Общества музыкального искусства[7]. Тем не менее её по-настоящему серьёзным дебютом стало исполнение соло Голубой птицы в балете «Спящая красавица» П. И. Чайковского, поставленном Н. П. Яворским на сцене гаванского театра «Аудиториум» 26 октября 1932 года[8].

В пятнадцатилетнем возрасте вышла замуж за кубинского танцовщика и преподавателя балетного искусства Фернандо Алонсо[es]. В 1938 году у них родилась дочь Лаура. Училась в Нью-Йорке и Лондоне. Среди её преподавателей была русская танцовщица Александра Фёдорова. В девятнадцатилетнем возрасте частично потеряла зрение, которое в дальнейшем только ухудшалось (к старости балерина фактически ослепла). В 1939—1940 годы активно участвовала в создании Американского балетного театра. С 1943 года стала его ведущей артисткой.

2 ноября 1943 года заместила Алисию Маркову в роли Жизели, с триумфа в этой роли началась её мировая слава. Работала с Михаилом Фокиным, Джорджем Баланчиным, Леонидом Мясиным, Брониславой Нижинской и другими прославленными постановщиками. Постоянно выступала вместе с Игорем Юшкевичем.

В 1948 году создает на Кубе собственную балетную компанию «Балет Алисии Алонсо» (исп. Ballet Alicia Alonso), в дальнейшем ставшую основой для создания Национального балета Кубы[es] [9].

В 19551959 годах, покинув Кубу диктаторского режима Батисты, танцевала в Русском балете Монте-Карло. В 19571958 годах выступала на сцене Большого и Кировского театров. Танцевала в различных ролях классического балетного репертуара в театрах Европы, Азии и Америки.