Алма-атинский трамвай


Была открыта 7 ноября 1937 года. Начиная с середины 1990-х годов объёмы движения стали сокращаться, на многих улицах трамвайные пути постепенно демонтировались. С 1999 года по 30 октября 2015 года действовали 2 маршрута, которые обслуживались одним из оставшихся старейшим центральным депо Алма-Аты (на перекрёстке улиц Байтурсынова (бывшая Космонавтов) и Гоголя). Алматинское трамвайное хозяйство эксплуатировалось государственной коммунальной компанией ТОО Алматыэлектротранс. С 31 октября 2015 года движение трамвая в городе прекращено. Во второй половине 2016 года решением акима города Бауыржана Байбека демонтирована контактная сеть, а в 2017 году демонтированы трамвайные пути на улицах Торайгырова, Утепова, Шевченко и Кунаева.

23 августа 1934 года президиум Алма-атинского горсовета утвердил трассу, место под строительство трамвайного парка и мастерских. Строительство должно было проводиться в две очереди. Первая очередь — прокладка двух маршрутов: линия от городского вокзала Алматы-2 до Талгарской (ул. Каирбекова). Протяжённость этих линий — 8,7 км. Вторая очередь — от улицы Пастера (ул. Макатаева) до улицы Пастера (ул. Макатаева). Протяжённость — 6 км. Под трамвайное депо отводился участок между улицами Таранчинской, Кладбищенской (между улицами Маметовой и Макатаева), Кашгарской и Макатаева. Стоимость должна была составить 2 млн 860 тыс. рублей.

29 февраля 1936 года была создана хозрасчётная контора по строительству трамвая — «Трамвайстрой». Начальником был назначен А. И. Позденко, а главным инженером — А. Н. Реутт. К строительству первой очереди приступили в тот же год. В нём принимали участие люди из разных концов страны. Инженером-электриком был Е. И. Трунов, приехавший в Алма-Ату прямо со стройки московского метро. Сваркой рельсов занимались те, кто строил Турксиб. Монтаж электрооборудования производили строители Днепрогэса, электростанций на Крайнем Севере, в Закавказье.

Широкое строительство развернулось только в 1937 году. Были проблемы и со своевременным получением необходимых материалов и оборудования из других городов страны. Так, ввести в строй тяговую подстанцию к двадцатилетию Октября не смогли, так как в пути задержался отгружённый для Алма-Аты высоковольтный кабель. В результате самоотверженного труда трамвай был сдан в эксплуатацию в установленный срок. Более того, вместо одной колеи по плану 1937 года к пуску трамвая почти вся линия была двухколейной[2].