Алма-атинский троллейбус


Алма-атинский троллейбус — троллейбусная сеть в городе Алма-Ате. На сегодняшний день единственная сохранившаяся троллейбусная система в Казахстане.

Впервые в Алма-Ате движение этого экологически чистого вида транспорта открылось 20 апреля 1944 года по улице Гоголя. В 1960 году протяжённость троллейбусных линий достигла 34,4 км, в 1970 году составляла 151,2 км, в 1982 году — 211 км[4]. В Алма-Ате было создано 3 троллейбусных парка: № 1 — улица Ауэзова, дом 64, № 2 — 2-я улица Заславского, дом 8, № 3 — улица Калининградская, дом 45.

В 1981 году в городе Алма-Ате был перенят опыт киевлян и внедрены троллейбусные поезда[5] состоящих из двух троллейбусов ЗиУ-9[6] соединённых по системе[7] Владимира Веклича[8].

В 1989 году в городе Алма-Ате свыше 300 троллейбусов перевозило по маршрутам протяжённостью 220 км до 205 тыс. человек в сутки[9]. График движения делился на 2 смены, с 5:00 до 22:30. Доля перевозок троллейбусного транспорта в 1982 году составляла 20 %[4]. До 1990 года в Алма-Ате действовали 25 маршрутов троллейбуса.

«Трамвайно-троллейбусное управление Алматы» перешло из республиканского центрального управления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Казахской ССР в коммунальное местное управление городской администрации акимата. Городская администрация (акимат) получив в своё управление троллейбусное хозяйство не финансировало его, развитие троллейбуса в городе прекратилось, подвижной состав стал приходить в упадок, что привело в скором времени к закрытию ряда маршрутов, а на некоторых участках был произведён демонтаж контактной сети. В 1998 году МВФ предоставил кредитный заём, после чего были закуплены новые чешские троллейбусы Skoda.

В 2001 году был закрыт троллейбусный парк № 2, а в 2010 году на его территории открылся муниципальный автобусный парк № 1.