Алтайская литература


Устно-поэтическое творчество алтайцев весьма разнообразно; героический эпос, сказки, легенды и предания, песни, пословицы, загадки слагались и исполнялись народными сказителями (кайчы) и певцами (кожончы), скотоводами и охотниками[1].

В народной алтайской поэзии нашли отражение важнейшие события истории алтайских племён: борьба против чужеземных (китайских и джунгарских) захватчиков, противоречия между бедными и богатыми, и т .д.. Был создан ряд крупных эпических произведений, самыми известными авторами-сказителями были Чолтыш Куранаков, Михаил Ютканаков, Шонкор Шунеков, Николай Улагашев и другие. Со второй половины XIX века алтайский эпос переводили и издавали на русском языке[1].

Письменность алтайского языка на основе русской кириллицы развивается с 1840-х годов. С 1928 по 1938 годы для письменности использовался латинский алфавит, затем снова была введена кириллица. История письменной алтайской литературы начинается со второй половины XIX века[2].

Зарождение письменной литературы на алтайском языке принято связывать с творчеством первого алтайского писателя из среды просветителей-священнослужителей М.В Чевалкова (1817—1901)[3]. Чевалков переводил на алтайский язык басни И. А. Крылова и под их влиянием сочинял собственные басни и стихи («Землепашец и охотник», «Водка и чай», «Звери Алтая», «Бедный крот и богатая сорока» и др.), в которых высмеивал пороки старого алтайского общества и призывал алтайцев учиться у русских культуре и передовым методам ведения хозяйства.