Альберт, Юрий Феликсович


Ю́рий Фе́ликсович Альбе́рт (16 октября 1959, Москва) — художник-концептуалист теоретик искусства и педагог; член круга московского концептуализма. Автор объектов, называемых «ироничное цитирование» известных произведений искусства и художников[1]. Лауреат Премии Кандинского (2011 год, номинация «Проект года»).[2]

Родился в Москве в 1959 году. В 1974—1977 годах учился у Екатерины Арнольд. Учился в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина, художественно-графический факультет.

С 1983 года — член Горкома графиков (Малая Грузинская, 28). Член-основатель Клуба Авангардистов (КЛАВА) в 1987 году. В 1990 году переехал в Кёльн (Германия).

В 2009 году в основной программе 3-я Московской биеннале современного искусства выступил с проектом «Премия для Московской биеннале», одновременно и художественным проектом, и настоящей премией: администрация биеннале обязалась оплатить похороны лауреата премии, если он умрёт до следующей биеннале.[3]

Юрий Альберт, активный участник апт-арта, продемонстрировал одну из версий советской эстетики присвоения в своей картине «Я не Джаспер Джонс» (1981), где скопировал манеру Джонса, однако название вписал кириллицей. Это было в прямом смысле двуличие: использование стиля Джонса для заявления, что автор не Джонс. На практике и в теории освоив многие варианты западного концептуализма, Альберт заявил, что пишет картины «о возможно концептуальных произведениях искусства в духе ранней деятельности группы „Искусство и язык“».[4] Указывая на своё место в традиции русского формализма, Альберт сравнивает произведения искусства с точками в трёхмерном пространстве, которые связаны между собой воображаемыми линиями традиций, аналогий и влияний. «Мне кажется, что эти связи важнее самих работ. Место каждой работы в искусстве определяется её соотнесённостью с другими работами (Тынянов называет это функцией). Вот я и стараюсь сразу проводить линии, а не расставлять точки. Мои последние работы являются только ориентацией в художественном пространстве и вне его никакой ценности не имеют» (Автосерия. 1979-80).