Альвек, Иосиф Соломонович


Пи́нхус-Ио́сиф Соломо́нович Израиле́вич, известный под литературными псевдонимами Альвек (Иосиф Альвек, И. Альвек) и Альвэк (1895 — предп. 1943) — русский поэт.

Родился в 1895 году в семье работников Китайско-восточной железной дороги[1]. Творческий путь начал в Харбине, где в 1921—1922 годах под собственным именем опубликовал два выпуска стихов «Браслет горизонта»[2][3]. Работал в редакции газеты «Путь» в Чите, его фельетоны под псевдонимом «Дэль» печатались в различных дальневосточных газетах. Примыкал к кругу поэтов-футуристов и печатался в журнале футуристов «Творчество» с Николаем Асеевым и Сергеем Третьяковым. Называл себя поэтом-оригиналистом.

Был близок с Велимиром Хлебниковым в последние годы его жизни и считал себя его душеприказчиком. В 1926 году опубликовал поэму Хлебникова «Настоящее» под одной обложкой с собственными стихами и хлебниковской библиографией, составленной Владимиром Силловым. В 1927 году за свой счёт напечатал брошюру, в которую вошли стихотворения Хлебникова «Всем» и «Ночной бал», несколько стихотворений Альвека и два публицистических материала: памфлет Альвека «Нахлебники Хлебникова» и «Открытое письмо Маяковскому» художника Петра Митурича, — смысл которых сводился к обвинениям Маяковского и Николая Асеева в плагиате у Хлебникова[4]. Эпизод столкновения Альвека с Маяковским описан в воспоминаниях Варлама Шаламова: