Альгарди, Алессандро


Алессандро Альгарди (итал. Alessandro Algardi, 31 июля 1598, Болонья — 10 июня 1654, Рим) — итальянский скульптор, архитектор и рисовальщик, проектировщик ювелирных изделий из золота и серебра, крупнейший представитель стиля барокко в искусстве Италии наряду с Джованни Лоренцо Бернини, Франческо Борромини и Пьетро да Кортона. Работал в Мантуе, Болонье и Риме.

Альгарди родился в Болонье, в юном возрасте учился в мастерской Лодовико Карраччи[1], одного из главных представителей болонской школы, затем у Джулио Чезаре Конвенти (1577—1640), относительно мало известного художника.

В 1608 году Альгарди поступил на службу к герцогу Мантуи Фердинандо Гонзага. Выполнял декоративные работы и рисунки ювелирных изделий. После непродолжительного пребывания в Венеции в 1625 году он отправился в Рим, где герцог Мантуанский представил его племяннику покойного папы, кардиналу Людовико Людовизи, который на некоторое время нанял его для реставрации античных статуй из своей знаменитой коллекции.

В Риме Альгарди помогали друзья, в том числе Пьетро да Кортона и его соотечественник Доменикино. Его ранние римские заказы включали терракотовые и несколько мраморных портретных бюстов и другие небольшие произведения. В 1630-х годах Альгарди трудился над гробницами семьи Меллини в капелле Меллини церкви Санта-Мария-дель-Пополо. Работал в церквях Сан-Сильвестро-аль-Квиринале, Сант-Андреа-делла-Валле, в соборе Святого Петра, Палаццо деи Консерватори[2].

Первый крупный заказ для Альгарди поступил в 1634 году, когда кардинал Убальдини из рода Медичи заказал надгробный памятник в соборе Святого Петра своему двоюродному деду, папе Льву XI, третьему папе из семьи Медичи, правившему менее месяца в 1605 году. Надгробие было начато в 1640 и в основном завершено к 1644 году. Композиция в общих чертах повторяет ту, что была создана Бернини для гробницы Урбана VIII (1628—1647) также в соборе Сан-Пьетро в Ватикане[3].

Со смертью Папы Урбана VIII из семьи Барберини в 1644 году и воцарением Папы Иннокентия Х Памфили, семья Барберини оказалась в немилости, в результате чего знаменитый Бернини стал получать меньше заказов. Альгарди, с другой стороны, был принят новым папой и его племянником Камилло Памфили. Скульптурные портреты работы Альгарди высоко ценили, и их формальная строгость выгодно контрастировала с экспрессией берниниевских произведений.