Альдобрандинская свадьба


«Альдобранди́нская свадьба» (итал. Matrimonio Аldobrandino, Nozze Aldobrandine) — античная фреска, обнаруженная в 1601 году в Риме, на Эсквилинском холме вблизи арки Галлиена, на том месте, где некогда находились сады Мецената. Своё название получила от имени кардинала Чинцио Пассери Альдобрандини, который был её первым владельцем. Фреска находилась на вилле Альдобрандини в Риме. Через два столетия она перешла по наследству к членам семьи Боргезе, которые продали её за 10 000 скуди папе Пию VII. С 1818 года фреска находится в Ватиканской библиотеке, в зале «Свадьбы Альдобрандини» (итал. Sala delle Nozze Aldobrandine).

Копия с фрески работы неизвестного итальянского художника начала XVIII века имеется в Санкт-Петербургской Академии художеств. Другие копии и реплики — во многих музеях мира.

Фреска, вероятно, была украшением верхней части стены жилого дома богатого римлянина, сохранилась не полностью, уцелела лишь её часть: фриз высотой 0,92 м и длиной 2,42 м. Ранее это уникальное произведение считали повторением картины эллинистического периода IV в до н. э., позднее — оригинальным произведением времени правления императора Августа конца I в. до н. э. — начала I в. н. э.

Фреска предположительно изображает брачную церемонию. На картине представлены десять фигур, разделённых на три группы. Центральную часть композиции занимает ложе, на котором восседает задрапированная в белое покрывало и погружённая в свои думы невеста. С ней беседует Афродита, у изголовья — прекрасный юноша Гименей с украшенной плющом головой, он возлежит на пороге и наблюдает за сценой любовных убеждений. Рядом, облокотившись на невысокую колонну, стоит Харита или Пейто, богиня убеждения и спутница Афродиты, наливающая ароматическое масло из флакона в раковину. Слева видны женщины, приготовляющие обычную ножную ванну; справа, возле покоя невесты, сидит ожидающий жених, а в преддверии три женщины заняты жертвоприношением и пением свадебных песен[1].

Сюжет композиции остаётся неясным. И. И. Винкельман видел в этой картине изображение свадьбы Пелея и Фетиды. В иных интерпретациях— свадьбы Париса и Елены, либо просто изображение бытовой сцены. Другая гипотеза, сформулированная в XVIII веке Луиджи Дутенсом, предполагает изображение свадьбы Александра Великого и Роксаны. Эти интерпретации оставались хрестоматийными до 1994 года, когда Франц Мюллер увидел во фреске сцену из трагедии «Ипполит» Еврипида[2].

Немецкий археолог и филолог К. А. Бёттигер предположил, что на фреске изображена не обычная свадьба, а, как и в росписях знаменитой Виллы Мистерий, мистическое бракосочетание, являющееся частью дионисийского культа. Композиция, таким образом, представляет посвящение в жрицы.


Альдобрандинская свадьба. Ватикан, Апостольская библиотека
Альдобрандинская свадьба. Акварель Пьетро Санти Бартоли, 1674