Аль-Андалус


Аль-А́ндалус (араб. الأندلس‎) — название, под которым была известна так называемая «мусульманская Испания», территория Пиренейского полуострова во времена мусульманского владычества в Средние века (711—1492). Иногда применялось как общее обозначение всех государств региона, независимо от их религиозно-политической принадлежности. Этимологически связывается с именем народа Вандалы, некогда обитавших на этой территории; от него происходит испанское название Андалусия, закрепившееся за землями Южной Испании, составлявшими ядро крупнейших мусульманских государств полуострова. Последним мусульманским государством на территории Испании был Гранадский эмират, покорённый христианами в 1492 году. В XV веке Реконкиста была завершена и христиане начали вторжение на мусульманские территории Северной Африки, а также поиски новых земель для завоевания за Океаном.

В различные периоды своей истории аль-Андалус занимал территорию северо-западной части Пиренейского полуострова и часть современной южной Франции, Септиманию (VIII век), и в течение почти столетия (IX—X века) расширил свой контроль из Фраксинета над альпийскими перевалами, которые связывают Италию с остальной частью Западной Европы[1][2][3]. Название в широком смысле описывает части полуострова, управляемые мусульманами (получившими общее название «мавры») в разное время между 711 и 1492 годами, хотя, по мере продвижения Реконкисты границы постоянно менялись[4][5][6], и в итоге сузились к югу до зависимого (вассального) Гранадского эмирата.

После завоевания Испании Омейядами, аль-Андалус, в наибольшей степени, был разделён на 5 административных единиц, примерно соответствующих современной Андалусии, Португалии и Галисии, Кастилии и Леону, Арагону и Каталонии, и Септимании[7]. На территории аль-Андалуса последовательно существовали такие политические образования как провинция Омейядского халифата, Кордовский эмират (750—929); Кордовский халифат (929—1031); и различные тайфы (до 1492 года). Правление под этими царствами привело к росту культурного обмена и сотрудничества между мусульманами и христианами. Христиане и иудеи облагались особым налогом в пользу государства, называемым джизьей, которое, в свою очередь, обеспечивало внутреннюю автономию в отправлении религиозных обрядов и обеспечивало тот же уровень защиты со стороны мусульманских правителей. Однако джизья была не только налогом, но и символическим выражением подчинения[8].