Честолюбие


Честолюбие (амбиция[1], амбициозность) — закреплённое в характере стремление человека к значимым свершениям ради высокого статуса, славы и почестей[2].

Честолюбие в отличие от целеустремлённости направлено скорее на личные, чем на альтруистические цели человека. В отличие от алчности честолюбие лишь косвенно направлено на достижение материальной выгоды. Честолюбие так же следует отличать от гордыни, не требующей внешнего почитания, и от тщеславия, не предполагающего обязательного достижения чего-либо. Честолюбие — предмет этики, психологии, педагогики, политологии и некоторых других гуманитарных наук и научных направлений.

Иммануил Кант (1724—1804) пишет о честолюбии:

Человек — существо, которое постоянно колеблется между общественным и личным благом. Ему нужны другие люди, чтобы развивать свои способности; однако, человек имеет склонность к упрямству, то есть к тому, чтобы противопоставить себя ближним и оказать их мнению сопротивление. Из этой склонности возникает триада честолюбия, властолюбия и сребролюбия (алчности).[4]

В психологии и педагогике понятию честолюбия соответствует термин мотивация. В концепциях воспитания, целью которого является ярко выраженная нацеленность на результат, помимо развития внутренней мотивации и навыков в академической, художественной или физической подготовке, целесообразно также применять и преподавать такие компетенции, как ожидание самоэффективности, выносливость и трудолюбие.