Амвросианский обряд


Амвросиа́нский обряд (также иногда называется миланским обрядом, лат. ritus Ambrosianus) — один из латинских западных литургических обрядов, используется в архиепархии Милана (за исключением Монцы), а также в более 100 приходах епархий Павии, Бергамо (обе находятся в Италии) и Лугано (Швейцария). Назван по имени святого Амвросия Медиоланского, авторитетного Учителя Церкви IV века, миланского епископа, реформатора литургии и церковного пения (см. Амвросианское пение).

Предание связывает местную литургическую традицию с апостолом Варнавой, проповедовавшим в Северной Италии, и его учеником Анаталоном, первым медиоланским епископом; распространение обряда на близлежащие области приписывается седьмому миланскому епископу Мироклету (конец III века). К моменту избрания Амвросия на кафедру медиоланская литургия имела вполне сформированное чинопоследование, на отдельные моменты которого ссылается в своих произведениях, как на общеизвестные, сам святитель. Однако действительная история происхождения амвросианского обряда остаётся невыясненной. Бесспорно одно — амвросианский обряд очень древний; возможно он наследие более древнего обряда, чем римский.

По образцу восточных Церквей Амвросий ввёл в Медиолане антифонное пение гимнов, ему же принадлежит авторство многих из них. Сам стиль церковного пения, введённый им в Медиолане, называется амвросианским пением. Тем не менее, Амвросий лишь украсил, а не изменял существенные части или порядок богослужения, но в последующие века медиоланская литургия твёрдо связывается с его именем. Именно признанный авторитет Амвросия позволил сохраниться особому миланскому чину, невзирая на сильное давление со стороны римского обряда.

Первые сведения об особом миланском обряде содержатся в сочинениях Амвросия Медиоланского. В следующем V веке о нём упоминают три автора: Мартин Турский, Гауденций из Брешии, равеннский епископ Пётр Хрисолог. Нашествие лангобардов — ариан привело к восьмидесятилетнему удалению миланских епископов в Геную (569649 годы). В этот период, по мнению ряда исследователей, в анафору амвросианского обряда проникли некоторые молитвы из канона римской мессы.