Американская ночь


«Американская ночь» (фр. La Nuit américaine) — художественный фильм 1973 года совместного производства Франции и Италии, 13-й полнометражный фильм Франсуа Трюффо. Для режиссёра этот фильм стал триумфом — он получил за него множество международных наград, в том числе премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Примечательно, что фильм выдвигался на премию «Оскар» в 1974 году как лучший фильм на иностранном языке, а через год был также номинирован на премию в категориях «лучшая работа режиссёра», «лучший сценарий» и «лучшая женская роль второго плана» (Валентина Кортезе).

Премьера фильма состоялась 14 марта 1973 года на Каннском кинофестивале. Лента посвящена Лилиан Гиш и её сестре Дороти.

Название картины отсылает к техническому приему, когда съемки ночных сцен осуществляются днем при помощи специальных фильтров (зрителям потом кажется, что действие разворачивается в темноте). В английском языке французскому термину «la nuit américaine» соответствует «day for night», буквально «день вместо ночи» (под этим названием картина вышла в прокат США).

По словам критика Роджера Эберта, фильм Трюффо напоминает небольшую антологию забавных случаев со съемочной площадки. Также Эберт называет «Американскую ночь» поэмой, в которой воспет процесс создания фильмов — «не хороших фильмов, и не плохих, а просто фильмов как таковых»; герои картины, и прежде всего режиссёр Ферран, влюблены в кино и в свою работу, только в ней они обретают счастье[1].

Станция метро, магазинчики, большое кафе, уличное движение, множество пешеходов. Из метро выходит молодой человек (Жан-Пьер Лео) и решительным шагом пересекает площадь. Навстречу ему по тротуару идёт человек лет пятидесяти (Жан-Пьер Омон). Они оказываются лицом к лицу, останавливаются, молча смотрят друг на друга, потом молодой человек даёт своему визави сильнейшую пощечину. В этот момент раздаётся громкое «стоп!», камера отъезжает, мы видим не случай из реальной жизни, а съёмку фильма. Прохожие — статисты. Видна камера, суетящиеся вокруг неё техники. Площадь — это громадная декорация, возведённая под открытым небом в одной из студий на Лазурном берегу. По сигналу первого ассистента (Жан-Франсуа) все статисты собираются на одной стороне площади, чтобы выслушать критические замечания.