Американский образ жизни


Американский образ жизни (англ. American way of life, American way) — идеологическое клише, используемое как в американских, так и СМИ других государств, обозначающее устоявшуюся, типичную для социальных отношений форму индивидуальной, групповой жизни и деятельности граждан США, характеризующую особенность их общения, поведения и склада мышления в различных сферах.

Американскими СМИ жизнь в США преподносилась как жизнь в обществе «изобилия», «свободы», в «государстве всеобщего благоденствия», и связывается с широко распространённой идеей «Американской мечты».

Подчёркивается динамичность американцев в образе жизни, действиях и решениях (для этого обязательно необходим автомобиль; распространённость фаст-фуда), их деловитость (что приводит к образованию обширного среднего класса). Характерной чертой американского образа жизни является жизнь в кредит, автоматизация и компьютеризация быта. Американский образ жизни, имеющий в своей основе либеральную демократию, немыслим без высокой степени религиозного плюрализма, что было изначально заложено в генезисе североамериканской цивилизации.

Соединенные Штаты были построены на культуре самостоятельности и индивидуализма; специалист по культурной психологии Герт Хофстеде в своем исследовании заключил, что уровень индивидуализма в США — самый высокий в мире. Американец должен стать победителем, хоть в какой-либо (возможно, самой незначительной) сфере.[1]

Девиз популярного американского киногероя Супермена — «За правду, справедливость и американский образ жизни».

Советской пропагандой штамп использовался исключительно с пейоративной интонацией, «разоблачающей» привлекательность подобного образа жизни «загнивающего Запада», вскрывая при этом «язвы капитализма»[2]. Высмеивалось широко распространённое понятие «средний американец»[3] (согласно статистике, США являются страной с самым высоким в капиталистическом мире уровнем жизни; советские же пропагандисты подчеркивали большое расслоение среди этих средних показателей).