Анаксарх


Анаксарх (др.-греч. Ἀνάξαρχος; около 380 года до н. э. — около 320 года до н. э.) — древнегреческий философ, известен благодаря своему влиянию на Александра Македонского.

С началом похода в Азию Анаксарх присоединился к македонскому войску и стал одним из приближённых Александра. В античных источниках приведены несколько конфликтов Анаксарха с другим придворным философом Каллисфеном. Их противостояние носило не только личностный, но и мировоззренческий характер. Анаксарх был одним из первых, кто предложил официально обожествить Александра и ввести проскинезу (земной поклон с целованием ног). Согласно античным источникам, ни Анаксарх, ни Александр не воспринимали статус божества всерьёз, а видели в нём лишь политический инструмент. Также Анаксарх отстаивал верховенство царя над законами и нормами морали.

После ареста Каллисфена Анаксарх стал ближайшим приближённым и другом Александра Македонского. С его влиянием связывают трансформацию личности Александра, который превратился в человека, чьи действия определялись лишь его собственными желаниями. После смерти Александра Анаксарх попал на Кипр, где был схвачен местным царём Никокреоном и казнён с особой жестокостью. Во время пыток Анаксарх проявил себя истинным философом. Согласно одной из версий, царь приказал истолочь Анаксарха в ступе, на что философ сказал: «Толки, толки Анаксархову шкуру — Анаксарха тебе не истолочь!»

О философских воззрениях Анаксарха известно немногое. Один из его учеников — Пиррон — стал основоположником скептицизма.

Анаксарх родился около 380 года до н. э. во фракийском городе Абдеры. То немногое, что известно о его жизни, преимущественно взято из биографий Александра Македонского. Согласно Диогену Лаэртскому «его расцвет приходился на 110-ю Олимпиаду» (340—337 годы до н. э.)[1][2].

С началом похода Александра в империю Ахеменидов Анаксарх присоединился к македонскому войску[3] и стал, вместе со своим учеником Пирроном, одним из приближённых философов Александра[4]. Между Анаксархом и Каллисфеном, другим философом при дворе македонского царя, возникла вражда. Противоречия между двумя философами носили не только личностный, но и мировоззренческий характер. Так, во время разговора о климате в некоем месте по пути следования войск Александра Анаксарх не согласился с теми, кто утверждал, что «здесь» холоднее, чем в Греции. На это Каллисфен заметил, что Анаксарх неправ, ведь в Греции он спал в рубище, а «здесь» — под тремя коврами. В данном случае Каллисфен упрекал Анаксарха в том, что тот отошёл от идеала нестяжательства и вместо приличествующей философам бедности занимается накоплением богатств за счёт поощрения дурных наклонностей Александра[5].