Аналитический центр


Аналити́ческий це́нтр, экспертно-аналитический центр, «мозговой центр» (от англ. brain trust — «мозговой трест»[1][2][3][4][5][6][7]), «фабрика мысли» (от англ. think tank — «резервуар для мыслей»[1][8]) — научно-исследовательская аналитическая организация или экспертная группа, созданная для исследований и консультирования.

Типичная специализация аналитических центров — социальные и гуманитарные науки[1]. Потребность существования и основа процветания аналитических центров в том, что люди предпочитают высказывания независимых экспертов, а не мнения действующих политиков и бюрократов[1].

Первым известным в истории случаем использования группы экспертов в государственном вопросе стало обращение министра финансов США в 1832 году к филадельфийскому институту Франклина, в котором он предложил учёным найти причины участившихся взрывов котлов на американских пароходах. Опыт оказался удачным, и сотрудничество американского правительства с научными центрами стало постоянным[9].

В начале XX века в США появились независимые от правительства «фабрики мысли» (англ. think tanks, буквально — «резервуар для мыслей») — организации, проводящие исследования и оказывающие консультации. Предпосылками к их появлению стали разделение ветвей власти, развитие гражданского общества, в том числе культуры благотворительности и участия граждан в общественной жизни, здоровое недоверие граждан к чиновникам и ограничение влияния государства на общество, стремление граждан объединяться по интересам, а не присоединяться к политическим партиям. Граждане стали предпочитать слушать независимых экспертов, а не политиков и бюрократов, и аналитические центры стали популярны[1].

Первым think tank считается Королевский объединённый институт оборонных исследований (RUSI), первый think tank в США - Фонд Карнеги за международный мир, основанный в 1910 году филантропом Эндрю Карнеги.

Словосочетание «brain trust» первым использовал американский журналист Аллен Уайт в своей статье, опубликованной в журнале «Saturday Evening Post» 21 марта 1903 года. Это выражение стало популярным и приобрело значение идиомы после статьи Дж. М. Кирана в газете «Нью-Йорк таймс», где он назвал «мозговым трестом» (Brain trust) профессоров, которые были советниками Франклина Рузвельта в ходе его президентской предвыборной кампании 1932 года и способствовали его победе. После этого словосочетание «мозговой трест» стало широко использоваться для обозначения сообщества экспертов, совместно разрабатывающих новые проекты, предлагающих новые идеи, ищущих способы решения поставленных задач[2].