Анатман


Ана́тман (санскр. अनात्मन्, IAST: anātman; пали: анатта; букв. «не-Я») — одна из важнейших доктрин буддизма, постулирующая отсутствие атмана — «Я», «самости» индивида или его души. Вместо учения об атмане, в буддизме присутствует учение о непрерывном процессе вспыхивания-угасания дхарм — неделимых «единиц психики», составляющих так называемую «личность» (санскр. пудгала). Индивидуальный поток дхарм, не имеющий ни начала, ни конца, называется «сантана»[1].

Несуществование вечной души (анатма, анатман) вместе с непостоянством (анитья) и страданием (духкха) составляет основную характеристику бытия (трилакшана) в буддийской философии[2]. Эти три характеристики бытия (трилакшана) являются «тремя признаками буддизма», отличающими его от других религий[3].

По мнению исследователя буддизма Майкла Кэрритерса, доктрина «не-души» (анатма-вада) Будды была непростой и смелой, так как открывала йогам незнакомые ранее горизонты. Но учение представляло сложность для интеллектуального понимания и в особенности эмоционального принятия, поскольку любой человек обладает чувством «себя», и на уровне эмоций принять несуществование «Я» (атмана) трудно. Согласно доктрине, «самость» является составной, обусловлена предыдущими причинами и зависит от соответствующих состояний сознания; вечной и неизменной субстанции «Я» нет. Будда приводил аналогию с молоком. Молоко постепенно изменяется, так же как и «Я» постоянно изменяется под действием множества причин: молоко становится простоквашей, она — сметаной, та — маслом, и нет оснований утверждать, что у всех этих продуктов есть некий общий субстрат («молочность»)[4].

По учению буддизма, индивид — это не соединение вечной статичной души (атмана) с бренным телом, как в других индийских религиях, а динамическая психосоматическая система в виде индивидуального потока дхарм — дискретных состояний психического и физического характера. Дхармы обусловливают возникновение друг друга в определенном порядке (пратитья-самутпада), взаимосогласованы в своем функционировании и образуют пять групп (скандх): рупа — тело и органы чувств; ведана — чувства (приятное, нейтральное, неприятное); санджнявосприятие, распознавание объектов (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, мысли); самскаракармические факторы, определяющие конфигурацию индивидуального потока дхарм; виджняна — шесть чувственных сознаваний (сознание зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, внутренних состояний)[5].

Учение об анатмане провозглашает отсутствие отдельной, постоянной и неизменяемой души, самости в каком-либо феномене бытия. Буддизм подчеркивает, что то, что воспринимается индивидуумом как «Я» — всего лишь иллюзия, «подсказываемая» нам скандхами. Это же в свою очередь влечёт страдания и несчастья, испытываемые таким «Я».