Анафора (литургия)


Ана́фора, также Евхаристи́ческая моли́тва (др.-греч. ἀναφορά — «возношение») — центральная часть христианской литургии, древнейшая по своему происхождению и наиболее важная. Во время анафоры согласно воззрениям христиан происходит чудо преложения (пресуществления), хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа (см. Евхаристия).

Для обозначения этой молитвы используются также названия: «благодарение», «жертва», «освящение», «приношение», «евхаристическая молитва». Использование вместо слова «анафора» термина «евхаристический канон»[1] считается[кем?] некорректным из-за того, что западный литургический термин «канон» — это неизменяемая часть западной анафоры. В греческих и славянских рукописях иногда «анафорой» обозначается вся литургия верных[2].

Несмотря на большое разнообразие христианских литургических чинопоследований, в большинстве анафор можно выделить общие части:

Самые ранние анафоры относятся ко II—III векам. Постепенно из множества анафор древней Церкви сложились 3 типа:

После второго Ватиканского собора в богослужение латинской литургии вдобавок к традиционной для латинской церкви анафоре римского канона (она же первая Евхаристическая молитва) были добавлены ещё 3 анафоры: вторая, взятая из апостольского предания Ипполита Римского; третья — западно-сирийского типа, близкая к анафоре галликанского обряда и четвёртая, близкая к восточной анафоре св. Василия Великого.

Особенностью западных анафор является их большая вариативность, анафора (особенно префация) сильно меняется в зависимости от текущего празднества, дня недели. Галликанский и мосарабский обряды оставляют лишь малую часть анафоры неизменной.