Анахронизм


Анахрони́зм (от др.-греч. ἀνα- — приставка со значением обратного действия + χρόνος «время») — в исторической науке, литературе, кино — ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии. В переносном смысле — что-либо несовременное, пережиток старины.

Анахронизм — в восприятии людьми исторических событий — выраженный в виде проецирования своего образа мышления (априори искажённого) на другие исторические времена.

В 2009 году в своей книге «Кавказский капкан: Цхинвал — Тбилиси — Москва»[1] Александр Широкорад в разделе, посвящённом русско-персидской войне 1804—1813 гг., пишет:

С началом навигации 1805 года в Астрахани была сформирована эскадра из фрегата, четырёх галиотов, яхты и шкоута под командованием капитан-лейтенанта Ф. Ф. Веселаго. На суда эскадры был посажен десант под командованием генерал-майора И. И. Завалишина (около 800 человек при трех пушках)…

Этот отрывок содержит грубую историческую ошибку — Ф. Ф. Веселаго родился через 12 лет после описываемых событий, а эскадрой командовал Е. В. Веселаго.

В живописи анахронизмы обычны в эпохи Средневековья, Возрождения и отчасти классицизма, когда античные и библейские персонажи изображались в костюмах и антураже эпохи, современной художникам (или отражали тогдашние представления о старине).


Чезаре Дженнари изобразил в XVII веке Орфея, персонажа античной мифологии, со скрипкой, получившей такую форму в эпоху Возрождения