Ангишола, Софонисба


Софонисба Ангишо́ла[7][8][9][10] (варианты русской транскрипции: Ангвишола[11][12], Ангвиссола[13], Ангиссола, Ангуиссола, Ангисциола[14]; итал. Sofonisba Anguissola [anɡwisˈsɔla][15], Angussola, Anguisciola; ок. 1532, Кремона — 16 ноября 1625, Палермо) — итальянская художница эпохи Ренессанса, пионер живописи среди женщин[16].

Софонисба Ангишола родилась в Кремоне (Ломбардия), и была названа в честь древней карфагенской героини Софонисбы. Представительница старинной аристократической семьи, небогатой ветви Ангиссола-Понцони[16]. В отличие от большинства других художниц своей эпохи она не принадлежала к семье профессиональных-живописцев.

Отец семейства Амилькаро ди Лаццаро Ангишола (ок. 1494—1573) принадлежал к избранному аристократическому кругу Генуи. Мать, Бьянка Понцони (ок. 1500-1558), тоже была родом из известной аристократической семьи.

В семье было семеро детей, из них шесть — девочки. Её брат Асдрубале (1551-1623) изучал музыку и латынь, но не живопись. Её отец дал художественное образование своим дочерям как часть гуманистического образования, также оно включало уроки музыки, танцев, литературы[16]. Сёстры Елена (1533-1584), Лючия (1538-1565), Европа (1536 / ок. 1548-50 – 1578) и Анна-Мария (1555-1611) также стали художницами. Лючия, в мастерстве не уступала Софонисбе, но скончалась молодой. Елена бросила живопись, чтобы стать монахиней, а Анна-Мария и Европа отказались от искусства, выйдя замуж, Минерва (1539-1566) предпочитала сочинительство, но не прославилась.

Живопись Софонисбе преподавал сначала с 1546 до 1549 лет художник Бернардино Кампи, а затем (возможно с 1549 до 1551[17]) Бернардино Гатти[18]. Софонисба работала в манере настолько близкой к стилю кузена первого из них, кремонца Джулио Кампи, что некоторые его картины до 1960-х приписывались Ангишоле (в частности, «Игра в шахматы»); Вазари ошибочно называет его её учителем. Наиболее известной картиной раннего периода творчества Софонисбы является «Портрет сестёр художницы, играющих в шахматы», созданный в 1555 году. В этом периоде её творчества просматриваются венецианские и ломбардские влияния[16].

В 1554 году в возрасте 22 лет отправилась в Рим, где познакомилась с Микеланджело, который стал давать ей советы и вступил в покровительственную переписку. В 1562 году Микеланджело написал герцогу Козимо I Медичи, приложив один из набросков Софонисбы — рисунок под названием «Мальчик, укушенный раком», отозвавшись о нём с большой похвалой.