Михай, Андраш


А́ндраш Ми́хай (венг. Mihály András, при рождении Маутнер; 6 ноября 1917, Будапешт — 19 сентября 1993, там же) — венгерский виолончелист, композитор и музыкальный педагог.

Из еврейской семьи. Учился в Будапештской академии музыки в классе виолончели Адольфа Шиффера и считается крупным представителем исполнительской школы Давида Поппера[5]. Занимался также камерным ансамблем и композицией под руководством Лео Вайнера, Пала Кадоша и Имре Вальдбауэра, дополнительно изучал композицию частным образом у Стефана Штрассера. В годы Второй мировой войны руководил хоровыми коллективами рабочих. В 1944 году был арестован и депортирован в концентрационный лагерь Бухенвальд.

После освобождения в 1945 году вернулся в Будапешт. С 1946 года первая виолончель Венгерской оперы, в 1948 году был назначен генеральным секретарём Будапештского оперного театра. с 1950 года профессор камерного ансамбля в Будапештской академии музыки — под его непосредственным влиянием в ней сложились и Квартет имени Бартока, и Квартет Такача; среди других учеников Михая, в частности, Трио имени Грига. В 1962—1978 годах музыкальный лектор Венгерского радио. В 1967 году основал Венгерский камерный ансамбль для исполнения и пропаганды новейшей музыки. Спорадически выступал также как дирижёр — в частности, в 1973 году дирижировал венгерской премьерой оперы Альбана Берга «Лулу»[6].

Автор оперы «Вместе и в одиночестве» (венг. Együtt és egyedül; 1966), трёх симфоний, скрипичного, фортепианного и виолончельного концертов, фортепианной, хоровой и вокальной музыки.