Андреа дель Сарто


Андре́а дель Са́рто (итал. Andrea del Sarto), настоящее имя Андреа д’Аньоло (итал. Andrea d'Agnolo; 16 июля 1486, Флоренция — 29 сентября 1530, там же) — итальянский живописец и рисовальщик флорентийской школы периода Высокого Возрождения. Внёс важный вклад в развитие флорентийского маньеризма. Ученик Пьеро ди Козимо.

Родился в 1486 году во Флоренции в семье портного Аньоло ди Франческо; профессия отца (итал. sarto — «портной») в дальнейшем стала источником прозвища, под которым художник известен в истории[3]. В источниках существуют определённые расхождения в отношении точной даты рождения Андреа и фамилии его семьи. Большинство источников указывают в качестве дня его рождения 16 июля[4][5][6], но встречаются также датировки 6[3] и 17 июля[7]. В качестве фамилии семьи называют Ванукки (итал. Vanucchi)[3] или Ланфранки (итал. Lanfranchi). Дружеским прозвищем художника было Андреино, что было связано с его маленьким ростом[4].

Согласно Джорджо Вазари, в семилетнем возрасте мальчика отдали в учёбу к ювелиру, но позже на его способности как рисовальщика обратил внимание живописец Джованни (или Андреа[3]) Бариле, который взял его к себе в ученики. Бариле не был выдающимся художником, и юный Андреа, получив от него некоторые основы ремесла, продолжил учёбу уже у более талантливого Пьеро ди Козимо[7].

В обучении у ди Козимо Андреа провёл несколько лет, в свободное время изучая также технику мастеров Кватроченто по картонам Микеланджело и Леонардо да Винчи в Папском зале церкви Санта-Мария-Новелла[7]. Другими мастерами Кватроченто, чьё творчество оказало влияние на его становление как живописца, были Рафаэль и Фра Бартоломео[5]. В это время Андреа познакомился и подружился с другим молодым художником, Франчабиджо. Впоследствии они вместе содержали мастерскую, выполнявшую заказы городских властей[7], и в их ранних работах искусствоведы находят общность стиля и идей, хотя уже на этом этапе произведения дель Сарто отличаются большей индивидуальностью и полётом воображения[3].