Андреева-Петошина, Анна Васильевна


Анна Васильевна Андреева-Петошина (Петошина-Андреева; 1897, Новгородская губерния — 12 января 1944, Ленинград) — советский скульптор. Жена художника А. А. Андреева.

Анна Петошина родилась в 1897 году в селе Васильковское Новгородской губернии в семье сельского учителя[1] (по другим данным — родилась в 1898 году в Санкт-Петербургской губернии[2]). С детства увлекалась лепкой из глины. В 1915 году окончила женскую гимназию в Череповце[1]. Работала учительницей в сельской школе[3].

В 1921 году поступила в ленинградский Вхутеин (бывшую Императорскую Академию художеств). Училась на скульптурном факультете у М. Г. Манизера, А. Т. Матвеева и Л. В. Шервуда[2]. Одновременно работала в мастерской Ленпролеткульта под руководством профессора Андреева. Её дипломной работой была композиция «Радиослушатели» и модель памятника «X-летию Октября»[1]. После окончания Вхутеина в 1927 году работала в изоколлективе Ленпролеткульта, затем в изобазе Облпрофсовета[4]. Выполняла заказы Ленинградской ассоциации пролетарских художников, членом которой состояла: оформляла выставки, здания, площади и улицы города к праздникам. В 1933 году вступила в Ленинградское отделение Союза советских художников[1].

Во второй половине 1930-х годов одной из главных тем в её творчестве был образ С. М. Кирова. Андреева-Петошина вспоминала[1]:

Кировым я восхищалась, вырезала из газет его речи, портреты. А после его смерти сразу же решила, что буду делать его портрет… У меня накопилось много зарисовок, набросков: «Киров на трибуне». «Киров, разговаривающий с группой товарищей». «Киров, сосредоточенный в работе», «Киров, читающий книгу» и другие. …Я хотела, чтобы портрет Кирова выражал самое дорогое чувство человека, только что завоёванное нашим народом — радость жизни. Как я любила эту свою первую, настоящую работу. Трудилась днями, без отдыха, и никогда не уставала.

На художественной выставке, посвящённой памяти С. М. Кирова, получила 2-ю премию за 4 скульптуры[3]. Работа Андреевой-Петошиной «Киров в Хибинах» была представлена на Всемирной выставке 1937 года в Париже[5]. Композиция состоит из трёх фигур: один рабочий отбивает от глыбы кусок камня, а другой — передаёт породу Кирову[1]. По утверждению искусствоведа Н. Семёнова, «нарочитая „живописная атмосфера“, которой окутана скульптурная группа, импрессионистическая необработанность глыбы, вокруг которой композиционно расположены фигуры Кирова и его спутников, несколько повредили ясности и четкости образов»[6].