Андрей Первозванный (судно)


Андрей Первозванныйпароход, который стал первым в мире научно-промысловым судном и первым специально построенным научно-исследовательским судном Российской империи. Впоследствии был переименован в «Мурман».

Судно «Андрей Первозванный» было заказано Российской империей на судостроительном заводе «Бремер Вулкан» (Bremer Vulkan) в Германии; спущен на воду в 1899 году. Строительство формально финансировалось Комитетом помощи поморам Русского Севера, но в основном, судно «Андрей Первозванный» было построено на государственные деньги.

«Андрей Первозванный» до 1907 года был экспедиционным судном "Экспедиции по научно - промысловому исследованию Мурмана",базой экспедиции был г. Александровск на Мурмане (ныне г.Полярный). Руководители экспедиции Книпович Н.М., позже Л.Л.Брейтфус. Исследования проводимые на судне стали началом развития промысловой океанологииС начала эксплуатации (1899 г.) на "Андрее Первозванном" гидрографией занимался выпускник мореходных классов СПБ речного яхтклуба,потомок великого дворянского рода Чичаговых - Василий Николаевич Чичагов (1875 - 1931 г.), с 1903 по 1907 года В.Н.Чичагов служил капитаном на этом пароходе и после расформирования "Мурманской экспедиции" был направлен для дальнейшей работы в Дирекцию маяков и лоций Белого моря.

В 1910 году пароход «Андрей Первозванный» был переименован в «Мурман» и включён в состав Балтийского Флота.

В 1920 судно перешло под контроль РККА и включено в состав Гидрографической экспедиции Белого моря, а в 1924 году - Северной Гидрографической Экспедиции.

Водоизмещение «Андрея Первозванного» - 410 тонн (по другим данным – 336 т). Мощность энергоустановки была достаточна для того, чтобы развивать скорость до 11 узлов. Дальность плавания – 3700 миль.