Андретти, Майкл


Майкл Ма́рио Андре́тти (англ. Michael Mario Andretti; род. 5 октября 1962, Бетлехем, штат Пенсильвания, США) — американский автогонщик, чемпион Формулы-Атлантик 1983 года, чемпион CART 1991 года, бронзовый призёр гонки 24 часа Ле-Мана 1983 года. Сын Марио Андретти, основателя знаменитой гоночной династии. В 1993 году один сезон провел в чемпионате Формулы-1 в составе команды McLaren. Завоевал 3 место в Гран-при Италии, но после этого был заменён на Мику Хаккинена. В настоящее время осуществляет руководство собственной командой «Andretti Autosport», участвующей в чемпионатах IRL и ALMS. Его сын, Марко, также является автогонщиком.

Майкл родился в семье Марио Андретти, ещё когда тот только начинал заниматься автоспортом в США. Участвовать в гонках начал уже в 10-летнем возрасте с картинга. В 1980 году перешёл в Формулу-Форд 1600 и быстро добился успеха — всего через год он выиграл северо-восточный дивизион чемпионата США по данной Формуле, победив в шести гонках. Одновременно с этим он перешёл на следующую ступень развития — принял участие в чемпионате Формулы-Super Vee. Через год он выиграл и этот чемпионат, также победив шестикратно. В 1983 году он выиграл титул в Формуле-Мундиаль, а также попробовал свои силы в гонках на выносливость, финишировав третьим в одном экипаже с отцом и Филиппом Альо. Наконец, в конце года он впервые принял участие в гонках основного чемпионата США в гонках на автомобилях с открытыми колесами, проехав три последних этапа CART и заработав четыре очка.

С самого первого полного сезона результаты Майкла пошли в гору. В 1984 году он трижды финишировал третьим и стал седьмым в чемпионате. В дебютной для себя гонке 500 миль Индианаполиса Андретти стал пятым и разделил звание «Новичок года» с Роберто Гуерреро. Через год подиум в общем чемпионате оказался только один, зато это было уже второе место, а в 1986 году он и вовсе впервые выиграл, причем трижды, много раз финишировал на подиуме и по результатам сезона стал вторым. В дальнейшем успешные выступления продолжились — вплоть до 1992 года он всегда финишировал в тройке лучших в чемпионате, исключением стал лишь 1988, когда он стал шестым. Пиком карьеры в «индикарах» для него стал 1991, когда он стал чемпионом, победив девять раз и лишь раз за сезон финишировав вне подиума. Вообще, с 1986 года и вплоть до окончания карьеры в 2001 Майкл завоевывал в CART хотя бы одну победу в каждом чемпионате, в котором участвовал. Не побеждал он только в 1993 — лишь потому что добившись титула, в 92 Андретти обратил своё внимание на чемпионат Формулы-1, решив попробовать в нём свои силы.