Гретри, Андре


Андре́-Эрне́ст-Моде́ст Гретри́ (фр. André-Ernest-Modeste Grétry; 8 февраля 1741, Льеж — 24 сентября 1813, Монморанси) — французский композитор валлонского происхождения, внёсший решающий вклад в стиль французской комической оперы XVIII века, жанр увертюры и в такие технические приёмы, как музыкальный «местный колорит».

Его комические оперы и речитативные комедии, созданные для парижской сцены, пользовались большим успехом в последней трети XVIII века. Многие его произведения ставились за рубежом, и некоторые из них были возрождены в начале XIX века в Париже: некоторые из них дожили до середины века, хоть и с обновлённой оркестровкой[3].

Андре Гретри родился в Льеже и был вторым из шестерых детей в семье профессионального музыканта и скрипача Соборной церкви Сен-Дени Жан-Жозефа (Франсуа) Гретри и его жены, Мари-Жанны Дефоссе. Согласно его мемуарам, в 4 года, танцуя, он опрокинул чугунный горшок, кипевший на огне, и опалил свои глаза, что ослабило ему зрение на всю жизнь[4]. Мальчиком он поступил в хоровую школу Сен-Дени, где позже научился играть на скрипке. Поскольку хормейстеры были неопытные[источник не указан 3020 дней], его послали к Х. Ж. Ренкину и Анри Моро обучаться контрапункту и композиции. Призвание проявилось после того, как он познакомился с итальянской опера-буффа, с произведениями Перголези и Буранелло благодаря гастролям итальянской труппы в 1753—1755 годах[3]. Гретри присутствовал не только на всех спектаклях, но и репетициях.

В 15 или 16 лет он перенапряг связки, спев очень высокую арию Галуппи и у него «сделалось кровохарканье», что случалось до старости, из-за чего Гретри был вынужден «соблюдать строгую диету, ужиная фунтом сушёных винных ягод и стаканом воды»[4].