Аниматрица


«Анима́трица» (англ. The Animatrix, яп. アニマトリックス аниматориккусу) — сборник коротких аниме-OVA, связанных между собой общей тематикой и сеттингом — вселенной «Матрица». Название является комбинацией двух слов — «аниме» (англ. anime) и «матрица» (англ. matrix). По словам Вачовски, выступивших в качестве продюсеров и соавторов сценария, у них изначально были планы создать аниме по мотивам своего нашумевшего фильма, так как японские анимационные фильмы во многом послужили для них вдохновением[3].

Вскоре после успеха фильма «Матрица» в Интернете начали распространяться слухи о том, что Вачовски готовят к выпуску одноимённое аниме, а также несколько веб-комиксов. Дальше появились подробности: компания Square, ответственная за производство «Последней фантазии: Духи внутри» и компьютерных игр, работала над проектом CG Matrix. Затем просочилась информация, что некоторые известные люди в японской анимации и создатели франшизы сотрудничали над чем-то большим[4]. В 2003 году перед «Аниматрицей» вышла разрекламированная «Матрица: Перезагрузка», которая имела ряд недостатков[5].

По официальной версии на сайте «Аниматрицы», Вачовски лично пригласили всех режиссёров для участия в проекте[6]. В связи с этим неоднозначно выглядит отсутствие в команде антологии Мамору Осии, чья работа 1995 года «Призрак в доспехах» многократно и прямо цитируется в фильме «Матрица»[7]. Причина была в его отношении: «Я вот думаю, что в этих фильмах нет ни философии, ни размышлений, а есть идеи, призванные развлекать публику. Доверять „Матрице“ в том, что касается мировоззрения, мне кажется, нельзя. Не вижу причин думать, что этот фильм выходит за рамки обычного развлекательного кино. Когда подражаешь кому-то или чему-то, важно, меняешь ты что-то или нет, и если да — как именно меняешь и во имя чего подражаешь. На все эти вопросы нужно иметь чёткий и ясный ответ»[8].

Вачовски являются авторами сценария не только первого эпизода «Последний полёт Осириса», но и «Второго возрождения», а также «Истории одного ребёнка». В остальных случаях, за исключением эпизода «Мировой рекорд», режиссёры сами написали сценарии своих работ.