Карраччи, Аннибале


Анни́бале Карра́ччи (итал. Annibale Carracci; 3 ноября 1560[1], Болонья — 15 июля 1609, Рим) — итальянский живописец, рисовальщик и гравёр, брат живописца Агостино Карраччи и двоюродный брат Лодовико Карраччи. Братья имели общую мастерскую и их совместная деятельность имела решающее значение для формирования болонской школы, оплота академического искусства в Италии XVI века. Аннибале «внёс решающий вклад в организацию Академии живописи в Болонье, а как живописец превосходил своих братьев»[2].

Аннибале Карраччи родился в Болонье, в семье Антонио, портного из Кремоны (Ломбардия), который переехал в Болонью со своим братом Винченцо, мясником по профессии, отцом Лодовико Караччи. О начальном обучении Аннибале ничего не известно, вопреки распространённому мнению, что он является учеником своего кузена Лодовико или Бартоломео Пассаротти, возможно, что это обучение проходило вне семейного круга[3]. Начало сотрудничества с Лодовико и Агостино восходит к началу 1580-х годов, когда Аннибале было уже более двадцати лет, и он получил в 1583 году важный общественный заказ, что необычно для новичка.

В 1582 году Аннибале, его брат Агостино и его двоюродный брат Лодовико Карраччи открыли в Болонье мастерскую, которую некоторые сначала называли «Академией Стремящихся» (Accademia dei Desiderosi), а затем «Болонской Академией» — «Академией вступивших на правильный путь» (итал. Accademia degli Incamminati), или Академией Карраччи (Accademia Caraccesiana), открывшую путь академизму в европейском искусстве. Значение этой академии было велико, хотя и оценивается в истории искусства неоднозначно[4][5][6].

Болонская школа родилась как Accademia del Naturale, поскольку её целью было способствовать в искусстве воспроизведению реальности в соответствии с «правилами правдоподобия», почерпнутыми у Джорджо Вазари. Её целью было гарантировать полное обучение в теории и практике не только искусству, но и другим видам деятельности, считавшимся в то время вспомогательными, например изучению перспективы и пластической анатомии. В Академии учащиеся могли вживую рисовать с обнажённых моделей, что было запрещено церковью в период Контрреформации согласно решениям Тридентского собора (1545—1563). Однако рождение этой и других академий свидетельствует о стремлении художников встать наравне с учёными, поэтами и музыкантами, а не быть простыми ремесленниками[7].

Карьера Аннибале Карраччи во многом была связана его отношениями с братьями. Помимо индивидуального творчества, Аннибале постоянно сотрудничал в коллективных работах. Первой из них, в 1584 году, были росписи Палаццо Фава в Болонье. Согласно источникам и, в частности, книге Карло Чезаре Мальвазиа «Фельсина-художница: Жизнеописания болонских живописцев» (Lа Felsina Pittrice: Vite e ritratti de’ pittori Bolognesi, 1677—1678), эта работа изначально была поручена трём братьям благодаря посредничеству отца Аннибале и Агостино, который был доверенным лицом Филиппо Фава, владельца дома.