Антахкарана


Антахкарана (Антаскарана, Antaxkarana; санскр.: антах — внутренний; карана — инструмент, «причина обусловленности в самсаре») — термин в индийской философии, имеющий различные значения в каждой философской школе. Шанкара переводит это слово как «понимание»; другие — как «внутренний инструмент (янтра), васаны/самскары, клеши (помрачения чистого сознания, или майа, эгоизм, материализм, атеизм, настика) в тонком/психическом теле (см. Коша (веданта)), образованная инстинктивным/рефлексивным мыслящим (вернее спекулятивным) принципом и эгоизмом».[источник не указан 2497 дней] В веданте термином антахкарана обозначают в целом весь помрачённый ум и разум, что расположены между «Я» (Атма) и внешним инструментом — грубым физическим телом, состоящим из 5 элементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир). В йоге (согласно Горакшанатху), антахкарана — это инструмент сознания (при условии его очищения светом самадхи, чистоты и ясности ума), используемый человеческим существом для познания себя как души[1], совокупность феноменальных проявлений разума[2][неавторитетный источник]. Антахкарана некоторыми индийскими религиозными мыслителями отождествляется с ахамкарой.

Некоторые школы индийской философии (например санкхья) рассматривают антахкарану трехчастной — состоящей из манаса, буддхи и ахамкары[3][2][неавторитетный источник][1][неавторитетный источник]. В других (например, веданте) антахкарана состоит из четырёх подразделений: манас, буддхи, ахамкара и читта[4][страница не указана 2497 дней]. Горакшанатх в своем учении добавляет ещё пятый аспект — чайтанья (сознание)[2][неавторитетный источник][1][неавторитетный источник].

В эзотерике антахкарана — путь, или мост, между высшим и низшим умами, служащий средством сообщения между ними, но при этом отвлекающий от самадхи. Он выстраивается самим человеком стремящимся в ментальной материи.[источник не указан 2497 дней]

В восточной философии антахкарана — это разум, который контролирует физическое тело. Во время медитации антахкарану нужно растворять (как и васаны, самскары, греховный санкальпы/намерения, мысли-помыслы и желания). В чистом самадхи антахкарана отсутствует.