Антикварианизм


Антиквариани́зм (англ. antiquarianism) — исследование реальности (преимущественно — прошедшей) по материальным и нематериальным фрагментам, «древностям». В римской античности термин «антикварий» (лат. antiquarius) означал как человека — любителя и знатока древностей, так и специалиста по древнему письму, переписчика и реставратора рукописей. Последняя коннотация была зафиксирована в Кодексе Феодосия. Вновь увлечение древними текстами и вообще свидетельствами о прошлом стало осознанным занятием интеллектуалов в Италии начиная с XIV века.

В эпоху Ренессанса и Просвещения (XV — начало XIX века) антикварианизм представлял собой самостоятельную дисциплину, часть гуманистического знания о мире и об истории. В основе труда антикваров (таких, как Флавио Бьондо и Конрад Геснер) лежало составление всеобъемлющего свода знаний, который строился как бесконечный каталог всех доступных сведений по изучаемому вопросу. Антиквары впервые были вынуждены обратиться к критике исторических источников, и впоследствии эти практики породили археологию, нумизматику, палеографию, сфрагистику[1]. В своих исторических исследованиях антиквары ближе всего стояли к эрудитам — публикаторам средневековых источников, что вызывало критику просветителей эпохи энциклопедизма[2].

В XVI—XVII столетиях представители антикварианизма стояли на переднем крае науки, поскольку решали вопросы первостепенного культурного значения. Ренессансное общество было ориентировано на традицию — конкретно античную, — и потому прошлое было важнейшим источником легитимности как в политической, так и в культурной и даже технической сфере. Антиквары могли предоставить доказательства прав на престол, что было важно в эпоху становления абсолютизма и первых национальных государств. Эрудиты-гуманисты сыграли огромную роль в богословских спорах Реформации и Контрреформации. Католические теологи обращались к святоотеческому наследию и церковной истории; церковные антиквары вынуждены были работать и в сфере восточной филологии и библейской герменевтики, которые стали самыми инновационными в гуманитарной сфере того времени. Даже после начала научной революции XVII века антикварные исследования и экспериментальное естествознание не отделялись друг от друга, и потому в обеих сферах могли одинаково успешно работать даже такие создатели современной науки как Ньютон и Лейбниц. Антикварная эрудиция активно применяла эмпирический метод, но он был обращён на прошлое во всей его полноте[3]. Роберт Гук для эмпирического познания природы использовал понятие natural antiquary[4].


Папирус P. Oxy. VIII 1084, фрагмент сочинения Гелланика «Атлантида»
Условное изображение Рима из «Великолепного часослова герцога Беррийского», folio 141v
Изображение конной статуи Юстиниана. Рисунок Кириака Анконского, около 1430 года
Большой цирк. Изображение из атласа Блау, 1627
Николаос Софианос. Totius Graeciae Descriptio, издание 1558 года
Витторе Карпаччо. Видение святого Августина. 1502
Лоренцо Лотто. Портрет Андреа Одони, 1527
Хубрехт Гольциус. Изображения Марка Антония на монетах и медалях. Таблица из книги «C. Ivlivs Caesar : sive Historiae imperatorvm Caesarvmqve romanorvm ex antiqvis nvmismatibvs restitvtae liber primvs; accessit C. Ivlii Caesaris vita et res gestae», 1563
Тициан. Портрет антиквара Якопо Страда[en]. Около 1567—1568
Тинторетто. Фортуна вручает рог изобилия Оттавио Страда. 1567, холст, масло, 128 × 101 см. Амстердам, Рейксмюсеум
Устройство римского амфитеатра. Гравюра из издания Ivsti Lipsi ad Iac. Monavivm epistola, 1592
Двадцать видных антиквариев. Слева направо сверху вниз: Гиральд Камбрийский, Джон Лиланд, Гвидо Панчироли, Джон Стоу; Уильям Кемден, Юст Липсий, Жозеф Жюст Скалигер, Йоханнес Меурзий; Хубрехт Гольциус, Генри Спелман, Шарль Патэн, Филипп Клювер; Уильям Дагдейл, Клод де Сомез, Фридрих Шпанхайм, Иоганн Георг Греффе; Якоб Гроновиус, Томас Хирн, Джон Страйп, Элиас Эшмол. Иллюстрация из: G. Crabb, Universal historical dictionary, London, 1825
Аббат Фабри де Пейреск. Гравюра Л. Ворстермана (1646) с оригинального портрета ван Дейка
Гемма Тиберия, живописная расшифровка Рубенса. Холст, масло 100 × 82,6 см. Оксфорд, Эшмоловский музей
Фрэнсис Бэкон, виконт Сент-Олбанский
Изображение Стоунхенджа из трактата The theatre of the empire of Great Britaine : presenting an exact geography of the kingdomes of England, Scotland, Ireland (1611)
Внутренний вид коллекций Кирхерианума. Гравюра 1678 года
Таблица 146 второго тома трактата Монфокона L’antiquité expliquée et représentée en figures с разными изображениями Абраксаса
Жан-Батист Шарден. Мартышка-антиквар. Музей изящных искусств (Шартр)[fr] Язвительная сатира на оторванность антикваров от природы и «реальной» жизни[124]
Цветная гравюра из издания У. Гамильтона Collection of Etruscan, Greek and Roman antiquities from the cabinet of the Honourable William Hamilton (1766)
Портрет Гёте в Кампанье кисти Тишбейна, 1787. Холст, масло. 164 × 206 см. Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне