Антиковедение


Антикове́дение — комплексная наука об Античности, классической древности, о Древних Греции и Риме, включающая в себя их историю, классическую филологию и археологию и другие родственные дисциплины.

В континентальной Европе под антиковедением также понимают классическую филологию, но так как филология относится преимущественно к изучению языков и литературы, термин приобрёл двоякий смысл. В XIX веке немецкими учёными была создана концепция «науки о древности» (нем. Altertumswissenschaft), объединявшая различные аспекты изучения Древнего мира, такие дисциплины как собственно классическая филология, история древнего мира, классическая археология, искусствоведение, папирология, эпиграфика, нумизматика и история права. Англоязычный термин «Classics» буквально значит «классики» — классические, древнегреческие и римские, авторы; происходя же из нем. Altertumswissenschaft — комплексной науки об античности — классическая филология сближается со studies on antiquity — «антиковедением»[2].

Хронологически антиковедение охватывает период от второго тысячелетия до новой эры до середины первого тысячелетия новой эры; географически — район наибольшего распространения эллинистических и древнеримских завоеваний и сфер влияния.

Интерес к собственной истории возникает в античности, к которой относят и появление истории как науки. Древнегреческого автора V века до н. э. Геродота называют «отцом истории». После упадка и застоя средневековья, проявление исключительного интереса к античности среди мыслителей эпохи Возрождения положило начало систематического её изучения. На рубеже XVIII—XIX веков начала складываться наука антиковедения[1], изначально как классическая филология, от которой в XIX в. немецкими филологами была отделена история античности[3] — как энциклопедическая историография появилась нем. Klassische Altertumswissenschaft («наука о классической древности»)[4]. Немецкие учёные сразу же заняли безоговорочно лидирующие позиции в антиковедении, продолжив удерживать их по начало XX века. В нынешнее время на первое место выдвинулось англо-американское антиковедение. За ним, указывает профессор И. Е. Суриков, следует французское[5].

Основоположным для истории античного искусства стал относящийся к эпохе Просвещения труд И. Винкельмана «История искусства в древности» (1764). Книгой Ф. А. Вольфа «Пролегомены к Гомеру» («Prolegomena ad Homerum», 1795) был поставлен так называемый гомеровский вопрос, был совершён переворот в филологии[4].