Антимонопольный орган


Антимонопольный орган — официальная правительственная организация, регулирующая рынки с целью поддержания свободной конкуренции в производстве и продаже товаров и услуг, недопущения злоупотребления рыночной (монопольной) властью и ограничение согласованных действий (заключение картельных соглашений).

Антимонопольные органы могут обладать двумя основными видами полномочий [1]. Во-первых, орган может быть уполномочен не допускать концентрации рыночной власти (запрет на слияние, принудительное разделение крупных фирм). Во-вторых, орган может быть уполномочен контролировать деятельность крупных фирм с тем, чтобы не допустить злоупотребления рыночной властью и предупредить вступление участников рынка в сговор друг с другом. Правовой основой антимонопольных ведомств является антимонопольное законодательство. Антимонопольные органы существуют почти во всех странах с рыночной экономикой.

Сотрудничество антимонопольных органов разных стран осуществляется в рамках международных организаций, таких, например, как Генеральный директорат по вопросам конкуренции Европейской комиссии, International Competition Network, ОЭСР и т. д.

Первый в современной истории антимонопольный закон был принят в 1889 году в Канаде[2]. Годом позже в США был принят Акт Шермана. В России функции антимонопольного органа выполняет Федеральная антимонопольная служба, деятельность которой регулируется законом "О защите конкуренции".

В экономической точки зрения, существование антимонопольных органов вызвано тем, что недобросовестная конкуренция и злоупотребление рыночной властью является одной из причин провала рынка. Провалы рынка ведут к снижению объема производства, повышению цены, снижению общественного благосостояния и в конечном счете к неоптимальному использованию ресурсов в экономике. Кроме того, последствием низкой конкуренции может быть замедление технического прогресса, рост издержек производства и снижение качества товаров.

В экономической теории доказывается, что максимум общественного благосостояния достигается на совершенно конкурентном рынке. Для того чтобы рынок мог считаться совершенно конкурентным, необходимо выполнение ряда условий, включая: